double arrow

Предмет и методология истории экономических учений

История экономических учений: электронное

Рабочее учебное пособие для студентов ВГТУ

Специальности «Экономическая Безопасность»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………1

I. Введение в историю экономических учений

1. Предмет и методология истории экономических учений……............................................................................................3

II. Экономические учения эпохи дорыночной экономики

2. Экономическая мысль Древнего мира………………..17

3. Экономические воззрения периода Средневековья….43

III. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики

4. Меркантилизм как первая школа политэкономии…...57

5. Генезис классической политической экономии……...65

6. Классическая школа политической экономии……….69

7. Марксизм……………………………………………….92

8. Экономический романтизм…………………………..112

9. Утопический социализм……………………………...120

10. Немецкая историческая школа политэкономии…...130

11. Неоклассическое направление политэкономии…...144

IV. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики

12. Институционализм…………………………………..169

13. Кейнсианство………………………………………...175

14. Экономический неолиберализм…………………….200

V. Российская экономическая мысль

15. Русская экономическая мысль XVI-XVIII веков….226

16. Российская и советская экономическая мысль……294

Учебно-методические материалы ……………………388

Библиографический список …………………………..394

I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧСЕКИХ УЧЕНИЙ

Предмет и методология истории экономических учений

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло во второй половине XVIII века, но её предыстория уходит в глубь веков. За прошедшие столетия были сформулированы несколько основных определений её предмета.

1. Экономическая наука изучает закономерности размещения материальных благ (“богатства”) ради удовлетворения материальных потребностей. Это определение господствовало весь XVIII век и первые две трети XIX столетия, не потеряло свою интеллектуальную привлекательность и позднее. Его придерживались все классические экономисты, начиная с Адама Смита и его сочинения под названием “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776).

2. Экономическая наука исследует денежное (или рыночное) хозяйство, где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения. Это определение было сформулировано в XIX века. Оно не было растиражировано в научных трудах и учебниках так широко, как первое, очень многие экономисты придерживались его и продолжают оставаться его сторонниками.

3. Экономическая наука занимается изучением закономерностей размещения редких благ для удовлетворения конкурирующих целей. Другими словами, в центре внимания экономистов находятся проблемы выбора направлений использования редких благ и ресурсов. Последнее определение экономической науки получило в XX веке наибольшее распространение.

Отметим, что практически любое человеческое действие можно трактовать как распределение редких благ по конкурирующим направлениям использования. И принятие решений политиками, например, о том, какие отрасли экономики облагать налогами, и выбор супруга, и планирование размеров семьи, и организация научных исследований и многие другие процессы стали объектом внимания экономистов. Такое безудержное расширение предмета экономической науки, от сферы материальных потребностей до любых явлений социальной действительности, получило соответствующее название – “крестовый поход” экономистов, или “экономический империализм”.

Таким образом, можно сформулировать предмет истории экономических учений. Это - исторический процесс возникновения, развития и смены предмета экономической науки, а также экономических теорий (идей, воззрений, концепций), выражающих интересы различных социальных групп в ходе эволюции человеческого общества.

Цель истории экономических учений заключается в том, чтобы показать своеобразие каждой экономической школы, её задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономику и экономическую политику.

История любой науки представляет развитие её теории и методологии, которые следует различать. Методология науки – это способ, на основании которого устанавливается соотношение между теорией и действительностью. Методология социально-экономического исследования есть совокупность способов формирования научных знаний, принципов и подходов изучения экономических процессов и отношений, методов раскрытия и обоснования экономических законов, отображающих реальную хозяйственную деятельность в конкретную историческую эпоху.

Методами исследования, составляющими методологию экономической науки, являются: 1. Дедуктивный метод - основан на дедукции, т.е. выводах по правилам логики “от общего – к частному”, от гипотез – к следствиям из посылок; сущность метода – в выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных процессов и явлений из экономической жизни общества; 2. Исторический метод - представление экономических процессов в историческом контексте, т.е. в хронологической последовательности; 3. Математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов (формул); 4. Метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики; 5. Статистический метод - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, в заданном временном периоде; 6. Экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки общественных экспериментов в экономике.

Функции истории экономических учений: познавательная, объяснительная (обеспечивает адекватное разъяснение экономической действительности), образующая (обеспечивает образование новых экономических теорий), оценочная (вырабатывает критерии оценки и сравнительного анализа теорий).

Порядок исследования экономических теорий: 1. Исторические условия возникновения теории (интересы, какого класса представляет теория), 2. Автор-основатель и наиболее известные представители теории, их главные труды, 3. Основные положения теории (поиск источника богатства, анализ роли государства в экономике, отношение к собственности, труду и т.д.). Источники развития экономических идей: 1. Объективные потребности хозяйственной жизни, 2. Социально-классовые конфликты и противоречия, 3. Противоречия в развитии самой экономической теории.

Этапы развития экономических теорий: 1. Возникновение новых взглядов, 2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории, 3. Период противоречий в теории, упадок и смена новыми идеями. Основными этапами развития экономической науки являются меркантилистская, классическая, марксистская, историческая, институциональная, кейнсианская экономические школы, каждая из которых ставит перед собой конкретные задачи и решает их присущими ей методами. Научные открытия современной экономической теории представляют собой поиск и установление новых экономических закономерностей.

Этапы эволюции истории экономических учений.

Направления развития интересующего экономиста явления могут быть выявлены наиболее рациональным образом на основе анализа взаимодействия характеристик данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура исследовательского действия должна совпадать со структурой единого целостного устройства функционирующего экономического исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки. Охарактеризуем теперь кратко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли.

l. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства. Но именно обозначенные типы хозяйствования, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренцией, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего. Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет своё начало с 1920-30-х гг., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа экономического либерализма и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто называют американским институционализмом. Во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 1930-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного ещё одному разделу экономической теории — макроэкономике. В результате на протяжении последних десятилетий XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших детей как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления. К примеру, теперь учёные-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — «капитализма» и «социализма» и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной экономике» (рыночных экономических отношениях).

Изучение экономической среды в целом и конкретного экономического явления в частности требует от исследователя организации систематичности самого исследовательского процесса. Степень данной организованности и ее характер и будут влиять на характер результатов исследования и их согласованность вокруг поставленной проблемы. При этом дробление экономического явления на фрагменты определяет частность подхода к его изучению. Соблюдение условия организации системы изучения явления позволяет проявить в целостном экономическом элементе принцип его незавершенности по сравнению с другими элементами. Данные тенденции присутствуют в развитии экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

Основными направлениями развития (тенденциями) современной мировой экономической мысли являются:

1. Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся критическим отношением, как к капитализму, так и к реальному социализму и его идеологии. В 1920-х гг. ряд марксистских теоретиков выступил против экономического редукционизма ортодоксальных марксистов, за возврат к “подлинному Марксу”. Однако это не было простым возвращением. В новой исторической обстановке возникали новые вопросы, необходимость их самостоятельного решения, исходя из сложившихся в странах Центральной и Западной Европы социальных и культурных условий. По ряду позиций работы новых марксистов выходили за рамки классического марксизма: они предложили отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата как субъекта социалистической революции и могильщика капитализма.

Основоположниками в 1920-х годах выступили Антонио Грамши, Георг Лукач, Карл Корш. Классикой неомарксизма является книга Г. Лукача “История и классовое сознание” (1923), и книга К. Корша “Марксизм и философия” (Германия, 1923; М.-Л., 1924). В 1930–40-е годы эту линию продолжили теоретики Франкфуртской школы: Марк Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе. Опираясь на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм, предполагающий акцент на: роли и значении экономической практики; важности преодоления отчуждения труда; удовлетворении подлинных человеческих потребностей; свободном развитии каждого и любого индивида как условии свободного развития всех. Сторонники неомарксизма не приемлют идею социальной организации коммунистического типа как средства осуществления таких целей. Бесклассовая и безгосударственная социальная организация, сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товарно-денежных отношений, а также провозглашающая предпочтительность распределения общественного продукта по "затраченному труду" либо "по потребностям" неоднократно подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне реальной практики. Аналогичные результаты становились очевидными также и в рамках экономических экспериментов.

2. Неолиберализм (называется так, чтобы отличить его от либерализма Смита, Сэя и других авторов XIX в.) - неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 1930-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существует несколько центров в Германии, Англии, США: Фрайбургская школа (Л. Эрхард), Лондонская школа (Ф. Хайек), Чикагская (или монетарная) школа (М. Фридмен).

Лидерами экономического неолиберализма в Германии были Вальтер Ойкен (1891-1950), Вильгельм Рёпке (1899-1966), Людвиг Эрхард (1897-1977), чьи имена связаны с теорией социального рыночного хозяйства – основой экономической политики после второй мировой войны. (Государство – “не ночной сторож, а футбольный судья, призванный гарантировать соблюдение игроками правил игры”).

3. Неокейнсианство - направление экономической мысли, возникшее в 1950-е гг.; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принцип акселерации). В современном неокейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная с исследованиями английских экономистов.

В числе американских последователей учения Дж. М. Кейнса чаще всего упоминаются Э. Хансен, С. Харрис и др. Опираясь на учение Дж. М. Кейнса, они считали целесообразным увеличение налогов с доходов населения (до 25% и более), увеличение размеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета). Ещё одним «дополнением» в кейнсианство явилась «замена» метода перманентного регулирования частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. Так, например, в периоды подъёма экономики инвестиции ограничиваются, а в период замедления или спада – увеличиваются (несмотря на возможный бюджетный дефицит).

Наконец, если Кейнс в своей теории опирался на принцип мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождается снижением роста инвестиций, то в США (по теории Э. Хансена) был выдвинут дополнительный принцип – принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случаях может и увеличивать инвестиции. Смысл дополнения в следующем: некоторые виды оборудования, машин и механизмов имеют сравнительно длительный срок производства, и ожидание этого срока психологически влияет на расширение производства требуемого оборудования, превышающих реальный срок, а, значит, растёт и спрос на инвестиции.

Неокейнсианство связано также с работами таких английских экономистов, как Рой Форбс Харрод (1900-78), Джон Ричард Хикс (1904-89), Николас Калдор (1908-86). Эти ученые рассматривали вмешательство государства в экономику как постоянное явление, отстаивали мысль о государственных вложениях в научные исследования и новую технику, а также на проведении политики структурной перестройки хозяйства в связи с достижениями науки и техники.

В 1950-е гг. возникли так называемые неокейнсианские теории роста, основанные на учете системы «мультипликатор – акселератор» и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи накопления и потребления. Главными представителями упомянутых теорий экономического роста стали Евсей Домар (р. 1914) и Рой Харрод. Их теории (модели) объединяет общий вывод о целесообразности постоянного устойчивого темпа экономического роста как решающего условия динамического равновесия экономики, при котором достижимо полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Другим положением модели Харрода-Домара является признание предпосылки о постоянстве в длительном периоде таких параметров, как доля сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. И третье сходство состоит в том, что оба автора достижение динамического равновесия и постоянного роста считали не автоматически возможным, а результатом соответствующей государственной политики, т.е. активного государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем и Е. Домар, и Р. Харрод едины в своих убеждениях о действенной роли инвестиций в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полагая, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая в свою очередь предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Это убеждение является выражением безусловного признания этими авторами кейнсианской концепции о зависимости характера и динамики экономических процессов от пропорций между инвестициями и сбережениями, а именно, опережающий рост первых – причина повышения уровня цен, а вторых – причина недогрузки предприятий, неполной занятости.

4. “Неоклассический синтез” – направление экономической мысли, основанное на сочетании идей кейнсианской теории “эффективного спроса” и неоклассической теории производства и распределения (например, экономического либерализма), т.е. главного содержания данных концепций. Формирование неоклассического синтеза свидетельствовало о неудовлетворительности кейнсианства и неокейнсианства в качестве теоретической основы государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики, о поисках дополнительных теоретических конструкций, которые могли бы существенно повысить их практическую действенность.

П.А. Самуэльсон является одним из видных пропагандистов и создателей “неоклассического синтеза”. Пол Энтони Самуэльсон (р.1915), выдающийся американский экономист, автор научной работы “Основание экономического анализа” (1947), учебника “Экономика” (1951), Нобелевский лауреат по экономике с "энциклопедической" формулировкой: "За вклад в повышение уровня научного анализа в экономической теории" (1970).

В начале 1950-х годов он выступил с обоснованием необходимости объединения неокейнсианства и неоклассической школы в некое единое направление. Он писал: "Моя точка зрения сводится к общей неоклассической теории, которая включает в классическую традицию всякую часть кейнсианского и неокейнсианского анализа, представляющуюся пригодной для современной экономики”. Особое место идея о неоклассическом синтезе заняла в третьем издании учебника П. Самуэльсона (1955), где он выражал надежду на то, что такой синтез “устранит брешь между агрегативной макроэкономикой и микроэкономикой и сведет их к взаимодополняющему единству”. Самуэльсон видел задачу “неоклассического синтеза” в “существенном сокращении как безработицы, так и инфляции в демократических обществах...”. Другим аспектом “неоклассического синтеза” являлась попытка решить важную идеологическую задачу - преодолеть раздробленность течений и направлений западной политической экономии и создать единую экономическую теорию. Однако “неоклассический синтез” оказался неспособным решить эти задачи. Нарастание как экономических, так и социальных противоречий капитализма во второй половине 60-х годов заставило и главного пропагандиста “неоклассического синтеза” несколько поубавить тон. После 6-го издания “Экономики” П. Самуэльсона, вышедшего в 1964 г., автор всё реже упоминает о “неоклассическом синтезе”. В последующих изданиях неоклассический синтез исчез: в одиннадцатом издании (1980) он не упомянут в предметном указателе.

5. Неоинституционализм - направление экономической мысли, возникшее в 1960-е гг., которое исходит из первостепенной важности формирования и смены социально-экономических норм и правил – институтов. Данная концепция ставит экономические процессы в зависимость от технократии, а также объясняет значение экономических процессов в социальной жизни общества с позиций мотивации человеческого поведения.

Неоинституциональная экономическая теория (НИЭТ) имеет в арсенале своей методологии т.н. теорию игр, которая была основана Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном в их работе “Теория игр и экономическое поведение” (“The Theory of Games and Economic Behavior”) (1944). В математических анналах фон Нейманом была опубликована статья “О теории общественных игр”, в которой впервые было применено понятие “теория игр”. Использование этого понятия объясняется схожестью логики принятия решений в таких играх, как шахматы или покер, и в некоторых ситуациях общественной жизни, прежде всего в экономике и военном деле. Характерным для таких ситуаций является то, что результат для принимающего решение зависит не только от его решения, но и от того, какое решение примут другие. Поэтому оптимальный исход не может быть получен в результате принятия решения одним лицом. Отцом-основателем неоинституциональной теории по праву считается Рональд Гарри Коуз (лауреат Нобелевской премии по экономике 1991), в чьих статьях “Природа фирмы” (1937), “Проблема социальных издержек” (1960) была впервые сформулирована исследовательская программа неоинституционализма. Видными идеологами этого этапа являются Р. Коуз, Дж. Гэлбрейт, Н. Ноув, Р. Хайлбронер.

Основоположник неоинституционализма Рональд Коуз отмечал в лекции: "то, что изучается, является системой, которая живет в умах экономистов, а не в действительности. Я назвал этот результат "экономической теорией классной доски". Свою же заслугу Коуз видел в «доказательстве важности для работы экономической системы того, что может быть названо институциональной структурой производства». Изучение институциональной структуры производства стало возможно благодаря освоению экономической наукой таких понятий, как трансакционные издержки, права собственности, контрактные отношения.

Неоинституциональная теория подвергла сравнительному анализу реально существующие права собственности, различные правовые режимы - общей, частной и государственной собственности. Это отличает её от традиционной неоклассической теории, в которой обычно предполагались идеализированные условия режима частной собственности. Любой акт обмена понимается в неоинституционализме как обмен «пучками прав собственности». Каналом, по которому они передаются, служит контракт, который фиксирует именно правомочия и то, на каких условиях они подлежат передаче. Это ещё один ключевой термин новой институциональной теории, интерес экономистов к которой вызвали работы Рональда Коуза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: