Джон Коммонс (1862-1945) с 1904 г. являлся профессором Висконсинского университета, а также экономическим и юридическим консультантом Американской федерации труда.
Особенности предмета и метода изучения. Исследуя в качестве предмета экономического анализа такие коллективные институты, как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые отношения и другие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институтам, став лидером юридического течения институционализма. При этом в методологическом плане он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также, говоря его словами, стремления «сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения».
Теория стоимости. Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения «коллективных институтов». А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
Концепция реформ. Марксистскому учению о классовой борьбе Дж.Коммонс противопоставил положение.о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Эволюция капитализма свободной конкуренции в финансовую стадию — центральная идея его главных трудов «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика, ее место в политической экономии» (1934) и других. В них рассматриваются проблемы, вызванные усилением « социального конфликта» из-за «нечестной» (монополистической) конкуренции предпринимателей. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ, как полагает этот автор, устранят противоречия и конфликты в обществе, ознаменуют переход к стадии административного капитализма. Как известно из истории экономики, юридические (правовые) аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса, равно как антимонопольные реформаторские идеи в трудах Т.Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг. в период так называемого «нового курса» президента США Ф.Рузвельта.
Если взгляды Веблена можно считать технократическим направлением института, то его последователь и ученик Команс (1862-1945) возглавил социально правовое направление института. Кроме преподавания и научной деятельности он принимал участие в политической жизни страны. В первую очередь как участник различных переговоров с правительством и предприниматель в составе делегации профсоюзов. Он является одним из основных создателей акта о социальной защите (1935), на базе которого и в настоящее время функционирует вся система социального обеспечения США. В своих работах он акцентирует внимание на верховенстве права над экономикой, считая, что все социальные и экономические конфликты могли быть урегулированы с помощью переговоров. Необходимо только создать специальные юридические процедуры. Наиболее его известным его теоретическим положением является знаменитая «теория сделок» в рамках которой он весь процесс сделки разбивает на 3 этапа: конфликт интересов между продавцами и покупателями; взаимозависимость сторон, которые заинтересованы в общей сделке; установление порядка, т.е. заключение сделки. Он считает, что с помощью различных сделок можно найти решение любого конфликта. Идея социального мира прослеживается и в периодизации исторического развития капитализма: торговый капитализм; промышленный капитализм; финансовый капитализм; административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникли монополии, как на стороне предприятий, так и между наемных работников. Конфликт между ними неизбежен. Государство в это конфликте должно играть роль верховного судьи, не вставая при этом на чью-либо сторону, а выполняет только третейские функции. Когда эта ситуация достигнута, капитализм переходит на административную стадию, где все противоречия решают с помощью государства.






