ТЕМА 3. налоговая система государства
Сущность и структура финансового механизма
Сущность и структура финансовой политики
Управление финансовой системой
Структура финансовой системы
Структура финансовой системы Украины представлена на рис. 2.2:
Рис. 2.2. Структура финансовой системы Украины
Государственные финансы представляют собой совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного значения, по своей структуре это довольно сложное и многоплановое звено финансовой системы.
Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное страхование. Ведущее место в системе государственных финансов принадлежит бюджетам различных уровней, которые объединяются в совокупном бюджете государства. Совокупный бюджет – это совокупность всех бюджетов государства, которые входят в бюджетную систему, структура которой определяется Конституцией Украины.
Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур, которые обслуживают создание ВВП. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер. Финансы производственной сферы подразделяют на две группы:
– в зависимости от формы собственности: государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные и т.д.;
– в зависимости от вида деятельности: машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п.
Финансы непроизводственной сферы подразделяются на финансы образования, здравоохранения, культуры, науки, обороны и т.д. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в данном случае является наличие, наряду с собственными источниками, бюджетного финансирования.
Централизованные и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев и другие. Особенностью формирования данных фондов является то, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются.
Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своего государства, иностранными кредиторами. Он непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.
Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых – покрытие расходов, которые возникли по непредвиденным причинам. Страховые фонды создаются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций и страховых компаний различных форм собственности.
Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потерь экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, которые связаны с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов в экономике до наступления страхового случая. Резервные фонды, как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Финансовый рынок – специфическая сфера денежных операций, где объектом соглашений выступают временно свободные денежные средства граждан, субъектов ведения хозяйства, государства, нерезидентов, которые предоставляют их в пользование под ценные бумаги, или в форме ссуд. Финансовый рынок связан с движением финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями, сферами экономики, населением, государством и включает в себя рынок денег, капиталов, рынок ценных бумаг и т.д.
Финансы домохозяйств являются средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания данных фондов является заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или члена семьи. К доходам домохозяйств принадлежат доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты с капитала, вложенного в ценные бумаги и т.п. К расходам домохозяйств относятся расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирование сбережений и другие расходы.
Финансовая система – это довольно сложный механизм. Эффективность ее функционирования зависит от двух определяющих факторов. Во-первых, от состояния финансовых отношений в обществе. В основе этого лежит, в первую очередь, выбор правильной и целесообразной для данного государства финансовой модели, кроме того, очень важным фактором является эффективность финансового механизма и финансового законодательства. Во-вторых, эффективное функционирование финансовой системы зависит от организации управления ею. Управление финансами, как и любой другой системой, включает две основные составляющие: органы управления и формы, методы управленческой деятельности. Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами. Совокупность всех финансовых учреждений, которые управляют финансовой системой государства, образует финансовый аппарат.
В управлении финансовой системой Украины выделяют органы стратегического и оперативного управления. Общее управление финансами и финансовой системой в соответствии с Конституцией Украины возложено на высшие органы государственной власти – Верховную Раду Украины, Президента, правительство (органы стратегического управления) рис. 2.3.
Рис. 2.3. Управление финансовой системой Украины
В сфере управления финансовой системой к полномочиям Верховной Рады Украины принадлежат:
– утверждение Государственного бюджета Украины и других финансовых законов;
– контроль за выполнением Государственного бюджета, принятие решения относительно отчета о его выполнении;
– контроль за использованием кредитов, полученных Украиной;
– утверждение всех решений, связанных с финансовой политикой государства.
Кабинет Министров Украины обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики государства; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, культуры и науки, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; организовывает разработку проекта Закона «О Государственном бюджете» и обеспечивает его использование; принимает решение относительно использования средств Резервного фонда Кабинета Министров Украины.
Центральное место в управлении финансами в системе органов исполнительной власти занимает Министерство финансов (орган оперативного управления). Именно на него возложены основные задачи общего руководства всей финансовой системой.
Основные функции Министерства финансов:
– разработка основных направлений финансовой политики государства и мероприятий по их реализации;
– организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его выполнение;
– организационное регулирование финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства с помощью внедрения правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
– обеспечение финансовых отношений государства с другими государствами, международными организациями и финансовыми институтами;
– организация и осуществление финансового контроля в государстве;
– разработка налоговой и таможенной политики;
– обеспечение стабильности государственных финансов и другие.
В состав Министерства финансов входят следующие подразделения: Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство.
Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют следующие функции:
– организовывают работу контрольно-ревизионных подразделов на местах относительно проведения ревизий и проверок;
– осуществляют ревизии и проверки финансовой деятельности и др.
Государственное казначейство создано для обеспечения четкого контроля за поступлением средств в государственный бюджет и их пользованием. Основными задачами Казначейства являются:
– осуществление контроля за выполнением Государственного бюджета;
– составление отчетности о состоянии и выполнении Государственного бюджета;
– управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;
– осуществление контроля за поступлением и использованием средств государственных внебюджетных фондов и др.
Основная задача Государственной налоговой администрации (ГНА) заключается в реализации налоговой политики государства. Государственная налоговая администрация выполняет следующие функции:
– разрабатывает проекты налогового законодательства;
– контролирует правильность начисления налогов и других обязательных платежей и своевременность их оплаты;
– ведет учет налогоплательщиков и поступления платежей в бюджет;
– определяет штрафные санкции и административные взыскания для нарушителей налогового законодательства и др.
Счетная палата Верховной Рады Украины является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, основной задачей которого является организация и осуществление контроля за своевременным выполнением доходной и расходной части Государственного бюджета: определение эффективности и целесообразности использования государственных средств, валютных и финансовых кредитных ресурсов. Счетная палата как экспертный орган Верховной Рады дает соответствующие рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления.
Национальный Банк Украины (НБУ) является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Основная задача НБУ – регулирование денежного оборота и организация эффективного функционирования кредитной системы. НБУ также обслуживает государственный долг, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства, осуществляет валютное регулирование.
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организовывает функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот; выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг – эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж – в соответствии с действующим в данной сфере законодательством.
Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для обеспечения экономического и социального развития. Она проявляется в формах и методах накопления финансовых ресурсов и использования их на различные потребности государства, развитие экономики и социальную защиту населения; в финансовом законодательстве; практических действиях в сфере финансов различных государственных структур.
Основной целью финансовой политики государства является оптимальное распределение валового внутреннего продукта (ВВП) между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, регионами.
Основная задача финансовой политики – это обеспечение соответствующими ресурсами реализации той или иной государственной программы социально-экономического развития.
Финансовая политика государства зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят: зависимость государства от импортных поставок сырья, материалов, других видов ресурсов; уровень обмена технологиями; экспортные возможности самого государства и др.
Внутренними факторами, которые существенно влияют на финансовую политику, являются: форма собственности на основные средства производства; структура экономики; социальный состав населения; состояние развития экономики и организация денежного оборота; стабильность денежной единицы; развитие форм кредитования.
Финансовая политика государства базируется на следующих принципах:
1) постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения;
2) мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий (образование, оборона, здравоохранение, культура, социальное страхование, помощь малообеспеченным и др.);
3) влияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов.
Механизм реализации финансовой политики государства включает такие элементы:
– разработка концепции развития финансовой системы государства;
– определение основных направлений использования финансовой системы в экономической политике государства;
– составление целевых программ относительно развития общегосударственных и местных финансов;
– разработка конкретных мер по реализации концепций, направлений и программ.
Финансовая политика государства как механизм управления включает стратегию и тактику управления.
Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, который предусматривает решение крупномасштабных задач, определенный экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, разрабатываются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая тактика – это текущая политика, направленная на решение конкретных задач соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии. Она включает конкретные методы и средства достижения поставленной цели при конкретных условиях, которые дают возможность сосредоточить усилие на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии.
С точки зрения основных направлений влияния финансов на экономику в состав финансовой политики государства входят: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная, валютная, страховая, амортизационная, таможенная политика, политика управления финансами и финансовый контроль.
Бюджетная политика – это комплекс юридических, экономических, организационных мероприятий по составлению бюджетов различных уровней, регулирование бюджетного процесса, управление бюджетным дефицитом, организация бюджетного контроля. Она проявляется в формах и методах мобилизации бюджетных средств и их расходования на различные нужды государства.
Налоговая политика теснее всего связана с бюджетной политикой и представляет систему мероприятий государства в сфере налогообложения.
Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика должна создавать благоприятные условия для производственной и финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства. Бюджетно-налоговая политика является составляющей финансовой политики государства. Чаще всего ее отождествляют с фискальной политикой.
Целями бюджетно-налоговой политики являются:
– преодоление спада производства и стабилизация экономики;
– стимулирование развития приоритетных сфер деятельности;
– сдерживание инфляционных процессов;
– обеспечение налоговых поступлений в бюджет для финансирования основных социальных программ;
– создание благоприятных условий для стимулирования деловой инвестиционной активности, развития предприятий и т.п.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых с помощью Государственного бюджета: государственными расходами и налогообложением для достижения полной занятости, роста производства, снижения инфляции.
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Основные цели фискальной политики изображены на рис. 2.4:
Рис. 2.4. Цели фискальной политики
Фискальная политика имеет две основные формы:
1. Активная фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами со стороны органов законодательной и исполнительной власти с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля за инфляцией, ускорения темпов экономического роста. Данная форма политики включает следующие виды:
1) стимулирующая фискальная политика:
– увеличение государственных расходов;
– снижение налогов;
– сочетание первого и второго видов.
Данная политика осуществляется в период экономического спада и безработицы, однако в результате ее проведения может увеличиться дефицит бюджета, который приведет к увеличению инфляции;
2) сдерживающая фискальная политика:
– снижение государственных расходов;
– увеличение налогов;
– сочетание первого и второго видов.
Такой вид политики проводится в период высокой инфляции и направлен на сокращение дефицита государственного бюджета.
2. Автоматическая, или пассивная, фискальная политика осуществляется с помощью «встроенных стабилизаторов» (налогов и государственных расходов, трансфертов). Необходимые изменения в уровне государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Встроенные стабилизаторы – это любое мероприятие, которое предопределяет тенденцию к увеличению дефицита государственного бюджета в период экономического спада или сокращения дефицита бюджета в период экономического роста и инфляции, без специальных активных мероприятий со стороны правительства и законодательной власти.
Недостатками фискальной политики считают: фактор времени между принятым решением и его влиянием на экономику; административные издержки (бюджетный процесс, изменения налогового законодательства требуют определенного срока и могут иметь долгосрочный характер).
Государственный бюджет, согласно мероприятиям фискальной политики, в период экономического роста и инфляции должен иметь сдерживающее влияние; а в период экономического спада и безработицы – стимулирующее влияние.
Следующей составляющей финансовой политики является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс мероприятий государства в сфере денежного рынка, а также совокупность экономических методов, направленных на управление движением кредитного капитала. Действия денежно-кредитной политики направлены на регулирование денежного обращения. Они охватывают рынок денег, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. Национальный банк Украины осуществляет денежно-кредитную политику с целью влияния на денежную массу в обращении, объемы кредитования, темпы инфляции, состояние платежного баланса. Объектами монетарной политики являются такие переменные денежного рынка:
– предложение (масса) денег;
– ставка процента;
– валютный курс;
– скорость обращения денег и др.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
1) учетная, или дисконтная, политика, механизм которой заключается в регулировании учетных ставок НБУ;
2) регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков и других депозитных учреждений, которые должны хранить часть привлеченных средств на корреспондентских счетах в НБУ без права их использования и выплаты процентов по ним;
3) операции на открытом рынке, которые связаны с покупкой и продажей ценных бумаг Национальным банком Украины на рынке ценных бумаг; в развитых государствах данные операции являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования.
Валютная политика – это совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в сфере валютных отношений, которые осуществляются государством и международными валютно-финансовыми организациями.
Регулирование курса национальной валюты осуществляется с помощью валютных интервенций НБУ, которые влияют на спрос и предложение национальной валюты и иностранных валютных ценностей в государстве.
Инвестиционная политика – это политика, связанная с государственными и частными инвестициями на развитие тех отраслей и отдельных предприятий, которые имеют важнейшее значение и определяют научно-технический прогресс. Государство должно поощрять отечественных и иностранных инвесторов путем предоставления им разнообразных льгот (налоговых, амортизационных и других).
Политика относительно управления финансами и финансового контроля составляет систему мероприятий управления финансами, финансовым механизмом, осуществление финансового контроля в государстве.
Задачи финансовой политики реализуются с помощью финансового механизма. Финансовый механизм – это совокупность форм, методов и рычагов финансового влияния на социально-экономическое развитие общества. Структура финансового механизма достаточно сложная, в нее входят различные элементы, которые отвечают разнообразию финансовых отношений.
В структуре финансового механизма выделяют пять взаимосвязанных элементов (рис. 2.5): финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное и информационное обеспечение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| |||||||
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
Рис. 2.5. Структура финансового механизма
Каждая сфера и звено финансового механизма являются составляющей единого целого и взаимосвязаны; вместе с тем сферы и звенья функционируют самостоятельно.Это обстоятельство предопределяет необходимость согласования составляющих финансового механизма.
Финансовый метод определяют как средство влияния финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуютсогласно двумнаправлениям: управление движением финансовых ресурсов и рыночных коммерческих отношений, связанных с изменением расходов и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.
Финансовый рычаг – это определенное средство действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.
Привлечение юридических норм дает возможность установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, осуществить единую финансовую политику в сфере финансов, обеспечить финансовую дисциплину.
К нормативному обеспечению принадлежат инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, лимиты и резервы.
Информационное обеспечение состоит из разнообразной статистической, экономической, коммерческой, финансовой и другой информации, к которой относятся сообщения о финансовой стойкости и платежеспособности партнеров и конкурентов; о ценах, курсах, дивидендах на товарном, фондовом, валютном рынках.
Основная задача государства во время формирования финансового механизма заключается в обеспечении соответствия содержания его составляющих к требованиям финансовой политики соответствующего периода, который будет способствовать полной реализации ее целей и задач.
Эффективное действие финансового механизма обеспечивается путем согласованного функционирования всех его составляющих.
Налоги являются исходной категорией финансов, экономической базой функционирования государства и важнейшей финансовой формой регулирования рыночных отношений. Это обязательная составляющая экономической системы государства независимо от того, какую модель экономического развития оно выбирает, какие политические силы находятся у власти.
Налоги – основной финансовый метод мобилизации государственных доходов. Они составляют от 80 до 97% доходной части государственного бюджета.
Под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, который осуществляет плательщик в порядке и на условиях, определенных законами Украины о системе налогообложения.
Налоги – не единственная форма аккумуляции денежных средств бюджетом и другими государственными фондами. Обязательным платежам свойственны такие признаки налогов:
1) налоговые платежи – это обязательные сборы, которые взимаются с плательщиков при условии конкретного эквивалентного обмена между государством и плательщиком (плата за воду, землю);
2) отчисление, взносы – это обязательные сборы с юридических и физических лиц, которым присущи характеристики целевого назначения.
Основными особенностями налога по сравнению с обязательными платежами, являются:
– производится на условиях невозвратности. Возвращение налога возможно только в случае его переплаты или если законодательством предусмотрены льготы относительно данного налога;
– имеет односторонний характер установления. Поскольку налог платится с целью покрытия общественных потребностей, которые отделены от индивидуальных потребностей конкретного плательщика, то он является индивидуально безвозвратным. Оплата налога не предопределяет встречного обязательства государства совершать любые действия в интересах конкретного плательщика;
– может оплачиваться только в бюджет, а не в другой денежный централизованный или децентрализованный фонд;
– не имеет целевого назначения;
– является исключительно атрибутом государства и основывается на актах высшей юридической силы.
Следовательно, налоги – это обязательные платежи, которые законодательно устанавливаются государством; их оплачивают юридические и физические лица в процессе перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП); они аккумулируются в централизованных денежных фондах с целью финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
По своей сущности налоги выполняют две функции: фискальную и распределительно-регулирующую.
С помощью фискальной функции налогов формируются финансовые ресурсы государства. Налоги являются основным источником доходов бюджетов различных уровней. Данная функция налогов создает объективные предпосылки для государственного вмешательства в экономические процессы, происходящие в обществе, т.е. предопределяет распределительно-регулирующую функцию.
Распределительно-регулирующая функция заключается в том, что с помощью налогов происходит перераспределение стоимости национального дохода между государством и его субъектами, и с помощью элементов налога (объект, субъект налогообложения, налоговые льготы и т.п.) государство может регулировать стоимостные пропорции такого распределения. Изменяя пропорции функционирования ресурсов в экономике, налогообложение существенно влияет на процесс производства, накопления капитала, инвестирования, платежеспособный спрос и предложение.