Основные этапы инновационного процесса

Лекция 2

Инновационный процесс можно определить как процесс по­следовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, — процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведе­ния от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования раз­работки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распрост­раненного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продук­тов и услуг, решений производственного, финансового, админист­ративного или иного характера и других результатов интеллектуаль­ной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи «Изменение характера инновацион­ного процесса», выявляет несколько поколений моделей инноваци­онного процесса:

Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м — середине 1960-х гг., т.е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями, простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результа­тов технической активности производства.

Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, от­носится к концу 1960-х — началу 1970-х гг. Та же линейно-последо­вательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР.

Третье поколение: начало 1970-х — середина 1980-х гг. Сопря­женная модель. В значительной степени комбинация первого и вто­рого поколений с акцентом на связи технологических способно­стей и возможностей с потребностями рынка.

Четвертое поколение: середина 1980-х гг. — настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцен­тирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности. Одновременная работа над иде­ей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, ибо время реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в совре­менном мире — это очень важный аспект.

Пятое поколение: настоящее время - будущее. Это модель стра­тегических сетей, стратегическая интеграция и установление связей. Ее отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавля­ются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использова­нием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи. Зарождение инновационной идеи и возможность использова­ния новых научных результатов происходят на этапе фундаменталь­ных и поисковых исследований и прикладных исследований и раз­работок.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных зако­номерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относитель­но к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей ко­торых является открытие новых принципов создания идеи и техно­логий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и эксперимен­тальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических органи­зациях промышленности только персоналом высокой научной ква­лификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в раз­витии инновационных процессов определяется тем, что она высту­пает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса — прикладные на­учно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с вы­сокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возни­кает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включа­ет: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конст­рукторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усо­вершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР — это завершающая стадия научных исследований, своеобраз­ный переход от лабораторных условий и экспериментального про­изводства к промышленному производству. К ОКР относятся: раз­работка определенной конструкции инженерного объекта или тех­нической системы (конструкторские работы); разработка идей и ва­риантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разра­ботки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная ин­теграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются твор­ческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов АН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятель­ности осуществляется на рыночном этапе, который включает: вне­дрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направле­ны на изготовление, ремонт и обслуживание специального обору­дования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: соб­ственно производство новой продукции и ее реализация потребите­лям. 'Первый — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй — до­ведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение бе­заварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, т.е. перио­ды ее подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции.

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке но­вого продукта, услуги или доведением до проектной мощности но­вой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенству­ется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тес­ном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникно­вения инновационной среды определяется равновесным распрост­ранением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-тех­нической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее по­ложение новому технологическому укладу в общественном производ­стве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.


Приложение

Рис.1 – Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии)



Рис. 1.7– Этапы инновационного процесса и его финансирование


Лекция 3

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

План:

1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика

2. Организационные формы инновационного менеджмента

3. Жизненный цикл изделий

4. Социальные резервы нововведений

5. Инновационный менеджмент в зарубежных странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: