Необходимость формирования стратегии инновационного развития предприятия

Вопросы разработки инновационной стратегии (ИС) предприятия являются важнейшей задачей инновационного менеджмента.

Стратегический аспект инновационной политики предприятия заключается в обеспечении крупных структурных сдвигов в экономике, технике, технологии. Реализация ИС включает вопросы материально-финансового обеспечения долгосрочных программ развития научно-технической инфраструктуры (лабораторий, научных центов), планирования и реализации крупномасштабных инновационных проектов, осуществления крупных научно-технических программ, требующих межотраслевой кооперации, удовлетворения стратегических и социальных общественных потребностей. Таким образом, стратегические решения в области инновационной политики во многом определяют научно-техническое развитие общества на долгие годы.

Нужно сказать, что любые стратегические мероприятия, которые осуществляет предприятие, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях. Таким образом, именно инновации и определяют основные направления развития фирмы.

Нужно подчеркнуть, что единой модели ИС, как и единого стратегического управления, для всех предприятий не существует – каждая фирма уникальна по своим характеристикам. Отсюда следует, что содержание стратегического управления также уникально, и для каждой фирмы существует своя специфическая форма.

Выбор ИС зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида товара, который производит фирма и т.д.

Не существует также и единого определения ИС. Она определяет, на какую товарно-рыночную комбинацию следует ориентировать свои действия, следует ли их предпринимать вообще, в каком объеме и в какой форме. ИС – система долгосрочных целей ИД предприятия и направлений их наиболее эффективной реализации.

ИС дополняет функциональные стратегии, в особенности стратегию сбыта, производственную, финансовую и кадровую. Функциональные стратегии – стратегии, конкретизирующие выбранную базовую стратегию в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия. Они имеют подчиненное значение и являются, по существу, ресурсными программами, обеспечивающими реализацию базовой стратегии. В отношении между этими стратегиями не обходится без конфликтов: следует назвать хотя бы распространенный конфликт из-за ограниченности ресурсов. В результате этого руководству нужно концептуально определить, следует ли отдавать предпочтение текущей отлаженной, запрограммированной на долгосрочную перспективу, производственной деятельности, или же реализации инноваций.

Здесь кроется также и отправной момент для создания структуры предприятия: кроме стратегических деклараций, руководству следует ввести правила, которые бы регулировали эти конфликты таким образом, чтобы не допустить подавляющего и бесконтрольного преобладания текущей деятельности над инновационными мероприятиями и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: