Инновационные стратегии предприятия: их сущность, виды и особенности

Обдумывание стратегии инновации начинается с вопроса: «Должно ли предприятие вообще стремиться к собствен­ным инновациям?» Для некоторых изделий и технологий сознательный отход от инноваций является стратегическим решением.

Наиболее распространенные стратегии инноваций: ак­тивно наступательная, умеренно наступательная, оборони­тельная и остаточная.

Активно наступательная означает стремление стать пер­вым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном участке деятельности, в определенной области сбыта. Как правило} она применяется лишь в отношении одного или нескольких отдельно взятых видов производства, где существуют благоприятные условия. Активно наступа­тельная стратегия очень амбициозна, сложна в смысле заво­евания и сохранения позиций, связана с риском. Обычно доминировать можно в узкой сфере в течение относительно короткого периода

Умеренно наступательная обеспечивает позиции «второго не самого лучшего производителя» или «быстрого второго»; в некоторых случаях следующего непосредственно за ведущей фирмой. Обычно ее применяют мощные и крупные предприятия по более широкому кругу деятельности. Обходится она также недешево. Сложна с точки зрения управления, поскольку необхо­димо постоянно удерживаться на втором месте в группе претендентов на успех. Умеренно наступательная стратегия обыч­но ориентирована на широкого потребителя.

Оборонительная - ориентирована на сохранение позиций среднего предприятия. Например, монопольное положение в определенной области, недоступной для конкуренции. Предприятия, использующие оборонительную стратегию, обычно в значительной степени экономят на исследованиях и разра­ботках и других расходах, связанных с завоеванием и удер­жанием передовых позиций.

Остаточная стратегия заключается в стремлении «при­житься на уже освоенном рынке» со средними или даже устаревшими в инновационном отношении изделиями. Ис­пользование остаточной стратегии - нелегкое дело. Недоо­ценка конкуренции или неправильное определение времени могут привести к потерям при сбыте.

Характеристики инновационных стратегий предприятия представлены в табл. 1.

Таблица 1. Характеристики инновационных стратегий предприятия

Аспекты инновационного процесса Виды инновационных стратегий
Активно наступательная Умеренно наступательная Оборонительная Остаточная
Прикладные исследования и разработки Четкий анализ и владение положением дел в технике и на рынке Гибкое, оперативное и качественное выполнение НИОКР Способность разрабатывать новые технологи и оптимально управлять производством Оценка возможностей, ориентации на потребителя, прогрессивный диапазон
Производство Среднесерийное производство с быстрой перестройкой Среднесерийное производство с оперативным запуском Высокопроизво-дительное крупносерийное производство Гибкое производство для кратко- и среднесрочного выпуска меняющихся серий
Сбыт Преимущест-венное формирование первичного спроса Всесторонняя демонстрация изделия и пробуждение вторичного спроса Прямой сбыт изделий с низкими расходами Выявление и заполнение подходящих пробелов на рынке
Финансовое обеспечение Необходимость рисковых капиталовло-жений Быстрая мобилизация средних либо крупных капиталовло-жений Наличие крупных материально-финансовых ресурсов Наличие средних или крупных материально-финансовых ресурсов
Организационное обеспечение Гибкая, перестраиваемая структура Сочетание гибкой структуры с экономически эффективной Ориентация на экономически эффективное производство и жесткую систему управления Гибкость структуры для надежного восполнения запросов различных потребителей
Начало поступления на рынок Выход с новым товаром, открывающим жизненный цикл Выход на рынок на стадии раннего роста Выход на рынок на стадии позднего роста и ранней зрелости Выход на рынок на стадии роста

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: