Обдумывание стратегии инновации начинается с вопроса: «Должно ли предприятие вообще стремиться к собственным инновациям?» Для некоторых изделий и технологий сознательный отход от инноваций является стратегическим решением.
Наиболее распространенные стратегии инноваций: активно наступательная, умеренно наступательная, оборонительная и остаточная.
Активно наступательная означает стремление стать первым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном участке деятельности, в определенной области сбыта. Как правило} она применяется лишь в отношении одного или нескольких отдельно взятых видов производства, где существуют благоприятные условия. Активно наступательная стратегия очень амбициозна, сложна в смысле завоевания и сохранения позиций, связана с риском. Обычно доминировать можно в узкой сфере в течение относительно короткого периода
Умеренно наступательная обеспечивает позиции «второго не самого лучшего производителя» или «быстрого второго»; в некоторых случаях следующего непосредственно за ведущей фирмой. Обычно ее применяют мощные и крупные предприятия по более широкому кругу деятельности. Обходится она также недешево. Сложна с точки зрения управления, поскольку необходимо постоянно удерживаться на втором месте в группе претендентов на успех. Умеренно наступательная стратегия обычно ориентирована на широкого потребителя.
|
|
Оборонительная - ориентирована на сохранение позиций среднего предприятия. Например, монопольное положение в определенной области, недоступной для конкуренции. Предприятия, использующие оборонительную стратегию, обычно в значительной степени экономят на исследованиях и разработках и других расходах, связанных с завоеванием и удержанием передовых позиций.
Остаточная стратегия заключается в стремлении «прижиться на уже освоенном рынке» со средними или даже устаревшими в инновационном отношении изделиями. Использование остаточной стратегии - нелегкое дело. Недооценка конкуренции или неправильное определение времени могут привести к потерям при сбыте.
Характеристики инновационных стратегий предприятия представлены в табл. 1.
Таблица 1. Характеристики инновационных стратегий предприятия
Аспекты инновационного процесса | Виды инновационных стратегий | |||
Активно наступательная | Умеренно наступательная | Оборонительная | Остаточная | |
Прикладные исследования и разработки | Четкий анализ и владение положением дел в технике и на рынке | Гибкое, оперативное и качественное выполнение НИОКР | Способность разрабатывать новые технологи и оптимально управлять производством | Оценка возможностей, ориентации на потребителя, прогрессивный диапазон |
Производство | Среднесерийное производство с быстрой перестройкой | Среднесерийное производство с оперативным запуском | Высокопроизво-дительное крупносерийное производство | Гибкое производство для кратко- и среднесрочного выпуска меняющихся серий |
Сбыт | Преимущест-венное формирование первичного спроса | Всесторонняя демонстрация изделия и пробуждение вторичного спроса | Прямой сбыт изделий с низкими расходами | Выявление и заполнение подходящих пробелов на рынке |
Финансовое обеспечение | Необходимость рисковых капиталовло-жений | Быстрая мобилизация средних либо крупных капиталовло-жений | Наличие крупных материально-финансовых ресурсов | Наличие средних или крупных материально-финансовых ресурсов |
Организационное обеспечение | Гибкая, перестраиваемая структура | Сочетание гибкой структуры с экономически эффективной | Ориентация на экономически эффективное производство и жесткую систему управления | Гибкость структуры для надежного восполнения запросов различных потребителей |
Начало поступления на рынок | Выход с новым товаром, открывающим жизненный цикл | Выход на рынок на стадии раннего роста | Выход на рынок на стадии позднего роста и ранней зрелости | Выход на рынок на стадии роста |
|
|