Под общественной ценой понимаются все прямые и косвенные издержки, связанные с разработкой, внедрением и функционированием конкурентного электроэнергетического рынка

Она включает следующие виды затрат.

1. Затраты на создание необходимых условий для внедрения конкурентного рынка:

• благоприятного инвестиционного климата для привлечения в электроэнергетику свободных капиталов в нужном размере;

• резервов генерирующих мощностей и производителей энергии в количестве, достаточном для надежного энергоснабжения и эффективной конкурентной среды:

• пропускной способности основных и распределительных электросетей, обеспечивающей конкуренцию:

• развитого рынка топлива, создающего возможность выбора видов топлива и поставщиков.

2. Прямые издержки на разработку и внедрение модели конкурентного рынка, в том числе:

на НИР и проектирование:

• подготовку кадров и создание законодательной базы;

• формирование информационной и технической инфраструктуры рынка;

• реформирование механизма государственного регулирования.

3. Дополнительные операционные затраты на электроэнергетическом рынке, обусловленные расширением функциональной специализации субъектов рынка и появлением многочисленных посредников. Среди них появляются участники энергетического рынка, не владеющие ни энергетическими установками, ни сетями, - брокеры. действующие по поручению клиентов, торговцы энергией, дилеры различных новых видов услуг (измерения, содержания резервов, участия в регулировании частоты. напряжения, участия в действии противоаварийной автоматики и т.д.).

4. Возможные периодические повышения тарифов на электроэнергию, вызванные методом ценообразования на основе предельных издержек (затрат наименее экономичного генератора, замыкающего баланс энергосистемы).

5. Издержки, связанные с компенсацией ущерба от возможной потери управляемости региональных энергосистем, которая проявляется:

• в отсутствии координации развития электростанций и электросетей;

• снижении надежности энергоснабжения в связи с ухудшением резервирования:

• неоптимальных режимах работы электростанций (технологический оператор будет больше концентрировать внимание не на поддержании оптимальных режимов и обеспечении надежности функционирования всей энергосистемы, а на коммерческих контрактах между субъектами рынка).

6. Дополнительные затраты для разрешения противоречий между национальными (общественными) целями и краткосрочными коммерческими интересами производителей на электроэнергетическом рынке, в том числе в вопросах:

• энергетической независимости и экологической безопасности;

• национальных приоритетов в научно-технической области;

• социальной защиты работников ТЭК;

• государственной политики в области электрификации и энергосбережения.

В разных странах структура и величина указанных выше общественных издержек значительно колебались в зависимости от уровня подготовленности к рыночным преобразованиям, и, что важно отметить, эта подготовка осуществлялась в течение длительного времени (до 15 лет).

Выбор оптимальной модели энергетического рынка связан с рядом процедур.

Определение целей реформирования. Необходимость реформирования электроэнергетики - следствие неспособности отрасли обеспечить в полном объеме реализацию новых социально-экономических задач и приоритетов энергетической политики. В результате в таких областях менеджмента, как ценообразование, инвестиционная деятельность, внедрение новой технологии, топливоснабжение, охрана природной среды, возникают проблемы, которые не могут быть решены в рамках существующей формы организации (модели) энергетического рынка. Анализ этих проблем позволяет определить цели, ради которых предполагается осуществить реформирование или смену модели рынка. В качестве целей могут рассматриваться снижение тарифов на электроэнергию, привлечение внешних инвестиций, вовлечение в энергобаланс нетрадиционных возобновляемых источников и т.д.

Обоснование концепции (территориальной структуры) рынка. Рассматриваются следующие варианты территориальной структуры:

• единый энергетический рынок на территории страны (концепция унитарного национального рынка);

• сеть региональных и зональных рынков в границах субъектов федерации и отдельных ОЭС, сформированных на базе одной модели (концепция унифицированных региональных рынков);

• региональные и зональные рынки, основанные на различных моделях (концепция дифференцированных региональных рынков). Выбор варианта концепции производится исходя из сформулированных целей реформирования и сложившихся национальных особенностей электроэнергетики.

Оценка эффективности моделей. Относительную эффективность альтернативных моделей энергетического рынка предлагается определять с помощью экспертных оценок по следующему показателю: эффективность модели = полезность • реализуемость / затраты.

Полезность- это способность модели обеспечивать в процессе функционирования результаты, отвечающие целям реформирования. Необходимо сформировать набор показателей полезности или ожидаемых результатов, отражающих влияние рассматриваемых моделей рынка, в частности:

• на энерготарифы;

• инвестиции в развитие и реконструкцию производства;

• надежность энергоснабжения;

• технический уровень и состояние основных фондов электроэнергетики;

• использование местного энергопотенциала;

• качество природной среды;

• эффективность использования электроэнергии и повышение уровня электрификации.

Реализуемость характеризует возможность создания условий, необходимых для внедрения и эффективного функционирования данной модели рынка электроэнергии (с учетом заданных временных и ресурсных ограничений). Например, для модели со свободным доступом к транспортной сети основные условия осуществимости следующие:

• избыточность баланса энергосистемы;

достаточное число конкурирующих компаний-производителей;

• необходимая пропускная способность основной электросети;

• мощный информационно-вычислительный комплекс.

Для модели с независимыми производителями:

• наличие местных энергоресурсов (нетрадиционных возобновляемых, топливных, вторичных и др.);

• предоставление электросети для реализации электроэнергии;

• государственная поддержка (финансовая и законодательная).

Для модели энергокомпании с управлением спросом:

• значительные резервы энергосбережения и повышения энергоэффективности в народном хозяйстве;

• стимулы для диверсификации услуг по энергоснабжению в энергокомпании:

• стимулы для рационализации у потребителей;

• законодательная база.

Следует подчеркнуть, что в моделях с управлением спросом и независимыми производителями, основанных на региональной энергомонополии, необходимо дополнительно учитывать при анализе эффективности значительные резервы совершенствования методов регулирования и координации, особенно в направлениях:

• реформирование функций и структуры регулирующих органов регионов;

• совершенствование методов нормативного регулирования тарифов;

• усиление механизмов интеграции и координации региональных энергокомпаний в рамках зональных оптовых рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: