Она включает следующие виды затрат.
1. Затраты на создание необходимых условий для внедрения конкурентного рынка:
• благоприятного инвестиционного климата для привлечения в электроэнергетику свободных капиталов в нужном размере;
• резервов генерирующих мощностей и производителей энергии в количестве, достаточном для надежного энергоснабжения и эффективной конкурентной среды:
• пропускной способности основных и распределительных электросетей, обеспечивающей конкуренцию:
• развитого рынка топлива, создающего возможность выбора видов топлива и поставщиков.
2. Прямые издержки на разработку и внедрение модели конкурентного рынка, в том числе:
• на НИР и проектирование:
• подготовку кадров и создание законодательной базы;
• формирование информационной и технической инфраструктуры рынка;
• реформирование механизма государственного регулирования.
3. Дополнительные операционные затраты на электроэнергетическом рынке, обусловленные расширением функциональной специализации субъектов рынка и появлением многочисленных посредников. Среди них появляются участники энергетического рынка, не владеющие ни энергетическими установками, ни сетями, - брокеры. действующие по поручению клиентов, торговцы энергией, дилеры различных новых видов услуг (измерения, содержания резервов, участия в регулировании частоты. напряжения, участия в действии противоаварийной автоматики и т.д.).
4. Возможные периодические повышения тарифов на электроэнергию, вызванные методом ценообразования на основе предельных издержек (затрат наименее экономичного генератора, замыкающего баланс энергосистемы).
5. Издержки, связанные с компенсацией ущерба от возможной потери управляемости региональных энергосистем, которая проявляется:
• в отсутствии координации развития электростанций и электросетей;
• снижении надежности энергоснабжения в связи с ухудшением резервирования:
• неоптимальных режимах работы электростанций (технологический оператор будет больше концентрировать внимание не на поддержании оптимальных режимов и обеспечении надежности функционирования всей энергосистемы, а на коммерческих контрактах между субъектами рынка).
6. Дополнительные затраты для разрешения противоречий между национальными (общественными) целями и краткосрочными коммерческими интересами производителей на электроэнергетическом рынке, в том числе в вопросах:
• энергетической независимости и экологической безопасности;
• национальных приоритетов в научно-технической области;
• социальной защиты работников ТЭК;
• государственной политики в области электрификации и энергосбережения.
В разных странах структура и величина указанных выше общественных издержек значительно колебались в зависимости от уровня подготовленности к рыночным преобразованиям, и, что важно отметить, эта подготовка осуществлялась в течение длительного времени (до 15 лет).
Выбор оптимальной модели энергетического рынка связан с рядом процедур.
Определение целей реформирования. Необходимость реформирования электроэнергетики - следствие неспособности отрасли обеспечить в полном объеме реализацию новых социально-экономических задач и приоритетов энергетической политики. В результате в таких областях менеджмента, как ценообразование, инвестиционная деятельность, внедрение новой технологии, топливоснабжение, охрана природной среды, возникают проблемы, которые не могут быть решены в рамках существующей формы организации (модели) энергетического рынка. Анализ этих проблем позволяет определить цели, ради которых предполагается осуществить реформирование или смену модели рынка. В качестве целей могут рассматриваться снижение тарифов на электроэнергию, привлечение внешних инвестиций, вовлечение в энергобаланс нетрадиционных возобновляемых источников и т.д.
Обоснование концепции (территориальной структуры) рынка. Рассматриваются следующие варианты территориальной структуры:
• единый энергетический рынок на территории страны (концепция унитарного национального рынка);
• сеть региональных и зональных рынков в границах субъектов федерации и отдельных ОЭС, сформированных на базе одной модели (концепция унифицированных региональных рынков);
• региональные и зональные рынки, основанные на различных моделях (концепция дифференцированных региональных рынков). Выбор варианта концепции производится исходя из сформулированных целей реформирования и сложившихся национальных особенностей электроэнергетики.
Оценка эффективности моделей. Относительную эффективность альтернативных моделей энергетического рынка предлагается определять с помощью экспертных оценок по следующему показателю: эффективность модели = полезность • реализуемость / затраты.
Полезность- это способность модели обеспечивать в процессе функционирования результаты, отвечающие целям реформирования. Необходимо сформировать набор показателей полезности или ожидаемых результатов, отражающих влияние рассматриваемых моделей рынка, в частности:
• на энерготарифы;
• инвестиции в развитие и реконструкцию производства;
• надежность энергоснабжения;
• технический уровень и состояние основных фондов электроэнергетики;
• использование местного энергопотенциала;
• качество природной среды;
• эффективность использования электроэнергии и повышение уровня электрификации.
Реализуемость характеризует возможность создания условий, необходимых для внедрения и эффективного функционирования данной модели рынка электроэнергии (с учетом заданных временных и ресурсных ограничений). Например, для модели со свободным доступом к транспортной сети основные условия осуществимости следующие:
• избыточность баланса энергосистемы;
• достаточное число конкурирующих компаний-производителей;
• необходимая пропускная способность основной электросети;
• мощный информационно-вычислительный комплекс.
Для модели с независимыми производителями:
• наличие местных энергоресурсов (нетрадиционных возобновляемых, топливных, вторичных и др.);
• предоставление электросети для реализации электроэнергии;
• государственная поддержка (финансовая и законодательная).
Для модели энергокомпании с управлением спросом:
• значительные резервы энергосбережения и повышения энергоэффективности в народном хозяйстве;
• стимулы для диверсификации услуг по энергоснабжению в энергокомпании:
• стимулы для рационализации у потребителей;
• законодательная база.
Следует подчеркнуть, что в моделях с управлением спросом и независимыми производителями, основанных на региональной энергомонополии, необходимо дополнительно учитывать при анализе эффективности значительные резервы совершенствования методов регулирования и координации, особенно в направлениях:
• реформирование функций и структуры регулирующих органов регионов;
• совершенствование методов нормативного регулирования тарифов;
• усиление механизмов интеграции и координации региональных энергокомпаний в рамках зональных оптовых рынков.