Государственное регулирование и механизмы контроля миграции. Регулирование иммиграции. Стимулирование реэмиграции

Масштабы и направления трудовой миграции.

Миграция населения происходила с древнейших времен. Направления миграционных потоков постоянно подвержены изменениям. В настоящее время в трудовой миграции выделяют 4 центра притяжения.

1. США, Канада и Австралия. При этом предпочтение отдается высококвалифицированным специалистам.

2. Западная Европа – миграция происходит из менее развитых европейских стран в более развитые, из стран Африки, Ближнего Востока, постсоциалистических стран.

3. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока – мигранты из арабских стран.

4. Новые индустриальные страны – из менее развитых стран Юго-Восточной Азии.

Оценка количественных показателей миграции включает в себя миграционное сальдо – разность эмиграции из данной страны и иммиграции в нее.

В платежном балансе фиксируются следующие количественные показатели:

1. Трудовой доход, выплаты занятым – зарплата нерезидентов плюс выплаты за них резидентов в страховые и прочие фонды.

2. Перемещения мигрантов – денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, перевозимого ими с собой в другую страну. Поскольку вывоз имущества в натуральной форме проходит как экспорт товаров. Т. е. перемещения мигрантов есть как бы оплата за этот экспорт.

3. Переводы работников – пересылка мигрантами денег и товаров по оценочной стоимости на родину.

Первая статья учитывает доходы нерезидентов, вторая и третья относятся к резидентам. Поэтому 2 и 3 статьи объединяются в группу "Частные неоплаченные переводы" – оценочный денежный эквивалент перевозимого с собой мигрантами имущества и последующих посылок на родину.

В платежном балансе все эти статьи относятся к балансу текущих операций. Масштабы этих денежных потоков огромны, сопоставимы по объему с прямыми зарубежными инвестициями.

В различные времена отдельные государства осуществляли эпизодические мероприятия по регулированию миграционных потоков – ссылали в колонии повстанцев, преступников, вывозили невест для колонистов либо запрещали эмиграцию промышленных рабочих.

Становление государственного регулирования миграции относится к первым десятилетиям ХХ в., когда было создано жесткое иммиграционное законодательство и стали заключаться международные соглашения, регулирующие миграцию. Это законодательство постоянно эволюционирует. Хотя до настоящего времени они не унифицировано на мировом уровне, в иммиграционном законодательстве различных стран можно выделить ряд общих черт.

1. Утверждение количественных квот на въезд иммигрантов в страну. В рамках утвержденной квоты проводится отбор иммигрантов – тех, которые нужны данной стране. При этом используется ряд критериев. Преимущества имеют люди, обладающие значительным человеческим капиталом – представители редких профессий, всемирно известные специалисты, высококвалифицированные специалисты для новых перспективных отраслей. Преимуществами пользуются также люди, обладающие финансовым капиталом – бизнесмены, инвестирующие капитал в принимающую страну. Используются также географические и национальные приоритеты – квота для определенной страны или лиц определенной национальности. Некоторые развитые страны принимают работников, готовых за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, непрестижную работу, от которой отказывается коренное население.

При этом может действовать ряд ограничений – квалификационный уровень и наличие опыта работы по специальности, ограничения личного характера – по здоровью, по возрасту, по социальному и политическому облику иммигрантов.

2. Но квоты теряют смысл, если не установить срок пребывания в стране. Поэтому еще одной чертой законодательства большинства стран является контроль за сроком пребывания мигрантов в принимающей стране. Наилучшим вариантом в этом смысле является ротация, но она трудно достижима, т. к. мигранты обычно закрепляются в принимающей стране.

Регулирование въезда в страну дополняется мерами по стимулированию реэмиграции – возвращению иммигрантов на родину. Применяются следующие меры реэмиграции.

Ø Материальное поощрение реэмиграции – выплаты выходных пособий при добровольном возвращении на родину. Факт получения пособия автоматически лишает мигранта права повторного въезда в принимающую страну.

Ø Программы профессиональной подготовки мигрантов. Предполагается, что повышение квалификации в принимающей стране позволит найти высокооплачиваемую работу на родине.

Ø Оказание экономической помощи странам массовой эмиграции, создание в них новых предприятий, новых рабочих мест для реэмигрантов.

Ø Принудительная депортация нелегальных мигрантов.

В РБ пик миграционных процессов пришелся на начало 90-х годов. При этом эмиграция происходила в развитые страны. А иммиграционные потоки шли из бывших республик СССР, Вьетнама, Китая, Пакистана. Хотя миграционное сальдо в РБ положительно, существует ряд проблем, например, нелегальная миграция.

Тема 8. Международная передача технологии

1. Теории влияния технического прогресса на международную торговлю. Причины и понятие международного перемещения технологии.

2. Модель технического прогресса Дж. Хикса. Модели динамических технологических изменений между странами.

3. Механизмы международной передачи технологии. Правовые формы защиты технологии: патент, лицензия, копирайт, товарная марка.

4. Формы передачи технологии. Лицензионные платежи и их виды. Оценка объемов передачи технологии.

5. Государственное регулирование передачи технологии. Причины ограничения передачи технологии. Механизмы регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: