Модель технического прогресса Дж. Хикса. Модели динамических технологических изменений между странами.
Теории влияния технического прогресса на международную торговлю. Причины и понятие международного перемещения технологии.
3. Механизмы международной передачи технологии. Правовые формы защиты технологии: патент, лицензия, копирайт, товарная марка.
Неравномерность развития научно-технического прогресса в различных странах создает значительные технологические различия между ними. Т. е. имеет место международное разделение технологий – исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение технологий в отдельных странах. Оно и является материальной основой мирового рынка технологий, становление которого относится ко второй половине ХХ в.
Международная передача технологий есть перемещение между странами научно-технических достижение на коммерческой или безвозмездной основе. Важнейшей предпосылкой функционирования рынка технологий является их правовая защита. Она должна обеспечить ученым и изобретателям исключительное право распоряжаться результатами своего труда в течение какого-то периода и исключить безвозмездное пользование ими другими лицами.
|
|
Новая технология защищается следующими правовыми инструментами:
1. Патент – свидетельство, выдаваемое полномочным государственным органом изобретателю, которое удостоверяет его приоритет и авторство и дает ему монопольное право на использование этого изобретения в течение определенного времени. Оформление патента стоит дорого, к тому же для поддержания его в силе периодически необходимо платить патентные пошлины. Поэтому изобретатели и мелкие фирмы часто уступают права на изобретение крупным компаниям.
Изобретение нужно использовать как можно быстрее и шире. Поэтому существуют лицензии. Владелец технологии – лицензиар, покупатель – лицензиат.
2. Копирайт – право автора на воспроизведение (для книг, фильмов, записей, чертежей, макетов).
3. Товарный знак или марка – символ определенной организации, запрещенный к использованию другими без официального разрешения (рисунок, аббревиатура, графическое изображение).
Технологиям присуща высокая мобильность, особенно на внешних рынках.
Причины экспорта технологий:
Ø Средство завоевания иностранных товарных рынков. На пути движения товаров и капитала слишком много барьеров. Поэтому продажа технологий позволяет обойти эти ограничения.
Ø Сохранение монополии на использование технологий. Международные корпорации продают или передают новые технологии своим дочерним фирмам или филиалам за границей, а не чужим отечественным фирмам.
|
|
Ø Эскорт-эффект. Продажа технологий за границу часто сопровождается поставками оборудования, полуфабрикатов. То есть благодаря этому увеличивается экспорт продукции фирмы.
Ø Перекрестное лицензирование – фирмы продают свою технологию, чтобы получить взамен чужую. Эти действия особенно характерны для фирм, находящихся на острие научно-технического прогресса.
Причины импорта технологий:
Ø Экономия средств и времени на разработку. Масштабные исследования часто дороги, продолжительны, велика неопределенность результата. Поэтому бывает проще купить технологию, чем разрабатывать ее самому.
Ø Быстрое получение доступа к техническим новинкам.
Ø Минимизация издержек на освоение производства продукции. Обычно покупают практически отработанные технологии и получают от лицензиара помощь в освоении.
Ø Средство увеличения экспорта продукции. Обычно покупаются прогрессивные технологии, обеспечивающие высокую конкурентоспособность товаров.
Существуют рыночные (коммерческие) и некоммерческие формы международной передачи технологий. К последним относятся научные публикации, международные конференции, симпозиумы, обмен студентами и т.д. Рассмотрим следующие основные рыночные формы:
1. Патентные соглашения – передача права на использование патента.
2. Лицензионные соглашения – передача права на использование технологии в определенных пределах на конкретный срок за определенную плату. Поскольку сейчас торговля лицензиями является основной формой международной передачи технологий, рассмотрим ее более подробно.
В зависимости от объема прав различают:
Ø Простую (неисключительную) лицензию – продавец сохраняет право продажи лицензии третьей стороне,
Ø Исключительную лицензию – лицензиат имеет монопольное право на использование технологии, а лицензиар не может ни самостоятельно использовать ее, ни продавать другим,
Ø Полную лицензию – лицензиар полностью теряет право использовать технологию в течение срока действия соглашения.
При заключении лицензионного соглашения необходимо очень четко учесть все условия – конфиденциальность, область применения, качество, усовершенствования технологии, возможность аннулирования контрактов в случаях нарушений и, конечно, размер вознаграждения и порядок выплат.
Лицензионные платежи есть вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за пользование технологией. Различают следующие их основные виды:
Ø Роялти – периодические отчисления, установленные в процентах от фактической прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии. Выплачиваются ежемесячно, ежеквартально либо ежегодно.
Ø Паушальный платеж – единовременный платеж, сумма которого твердо зафиксирована в контракте. Определяется на основе экспертных оценок ожидаемой прибыли. Выплаты могут быть разбиты на несколько этапов – часть выплачивается после подписания соглашения, часть – после завершения поставок оборудования. На практике паушальный платеж обычно меньше роялти.
Ø Участие в прибыли – отчисление лицензиару определенного процента прибыли от коммерческого применения технологии.
Ø Участие в собственности – передача лицензиару части акций фирмы-лицензиата как плата за предоставление технологии.
3. Третья форма международной передачи технологий – франчайзинг. Это контракт на передачу торговой марки с оказанием покупателю постоянной помощи в ведении бизнеса (маркетинг, предоставление технических услуг, повышение квалификации персонала и т. д.)
4. Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения и использования купленного или арендованного оборудования (технико-экономическое обоснование проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, консультации, гарантийное и постгарантийное обслуживание).
|
|
5. Контракты под ключ – соглашения на строительство объекта, передаваемого заказчику после полной готовности к эксплуатации.
6. Контракты на управление – направление фирмой своих менеджеров за границу за определенную плату на конкретный срок.
7. Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства в случаях, когда они незапатентованы.
Все эти формы обеспечивают доступ к технологиям, созданным в других странах. Международная передача технологий способствует распространению технического прогресса вширь и вглубь, является выгодной как продавцам и покупателям, так и всему человечеству.