Эффект создания торговли

Экономические эффекты интеграции. Статистические эффекты. Эффект создания торговли и эффект отклонения торговли. Динамические эффекты.

В результате развития интеграционных процессов, уже на стадии таможенного союза возникает 2 типа эффектов:

1. Статические эффекты – экономические последствия, проявляющиеся сразу как прямой результат создания таможенного союза;

2. Динамические эффекты – экономические последствия функционирования таможенного союза, проявляющиеся в более длительной перспективе.

К числу важнейших статических эффектов относятся эффект создания торговли и эффект отклонения торговли.

До создания таможенного союза каждая страна сама устанавливала импортные тарифы, поэтому зарубежный товар был дороже местного. Теперь тарифы между членами союза отменены, и зарубежный товар стал дешевле местного. Поэтому местные ресурсы перетекли из более отсталых, но раньше защищенных тарифом отраслей в более прогрессивные. Таким образом, возник эффект создания торговли – проявившаяся в результате отмены пошлин между членами союза переориентация местных потребителей с менее эффективного товара внутреннего производства на более эффективный товар из-за границы.

 
 


Пусть существует 2 страны.

Точка Е – равновесие спроса и предложения во второй стране при отсутствии внешней торговли.

Р1 – цена товара первой страны.

Начинается торговля. Вторая страна устанавливает тариф на товар первой.

Р2 = Р1 + Т.

Q3 – внутренне потребление товара во второй стране;

Q2 – внутренне производство товара во второй стране.

Импорт из первой страны во вторую = Q3 – Q2.

Затем эти страны заключили таможенный союз, отменили тарифы. Цена товара во второй стране снизилась до Р1; внутренне потребление увеличилось до Q4; внутренне производство сократилось до Q1.

Излишек потребителя во второй стране возрос на a + b + c + d.

Однако c потеряло государство (лишилось дохода от тарифа); а потеряли местные производители. b + d – чистый статический выигрыш второй страны или эффект создания торговли, то есть рост ее благосостояния.

Однако в результате интеграции может возникнуть и противоположный эффект – эффект отклонения торговли. Он имеет место, когда не участвующая в интеграции страна могла бы предложить товар за меньшую цену, но на ее продукцию распространяются тарифы. Поэтому потребителям приходится покупать товар у участников интеграции за более высокую цену. Эффект отклонения торговли – произошедшая в результате отмены пошлин между членами союза переориентация местных потребителей с более эффективного товара страны, не вошедшей в интеграцию, на менее эффективный товар страны-участника союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: