Генетическая эпистемология Жана Пиаже
Эпистемология — наука о познании.
Что определяет поведение человека в ситуации, в которой он ещё никогда не был?
Пиаже предлагает создать генетическую психологию, или генетическая эпистемология.
4 процесса:
1. ассимиляция — это включение новой проблемной ситуации в состав тех ситуаций, с которыми ребёнок уже встречался и справлялся. Это включение происходит без изменения наличных схем действия.
2. аккомодация — это изменение схем действий при решении новой для человека задачи (новой проблемной ситуации)
3. адаптация — приспособление к среде. Динамизм развития психики определяется именно адаптацией. Этот процесс обеспечивает самодвижение развития психики.
Мысль — сжатая схема действия. Любой высокий интеллектуальный акт есть сенсомоторный аналог действия.
Понятие рычага. Схема действия может стать аналогом мысленного решения задачи.
Есть внутренние силы, обеспечивающие движение и развитие системы. Этими внутренними силами являются врождённые механизмы (ассимиляция, аккомодация, адаптация) и приобретённые механизмы (конкретные схемы действия).
Новая ситуация никогда не бывает абсолютно новой. Поэтому, не разделяя научных взглядов ассоцианистов, он преобразовал схему стимул-реакция.
Реализация этих возможностей за субъектом, т.е. человек должен иметь потребность реализовать те возможности, которые природа ему дала.
Сильные и слабые стороны концепции Пиаже.
Сильные стороны:
1. Наметив стадии, Пиаже ввёл понятие возраста на психологическом уровне. Возраст — среда — субъект. Системное исследование, многие возрастные явления объясняются концепцией Пиаже.
2. Огромное богатство фактов наблюдения.
3. Единство деятельности и интеллекта.
Слабые стороны:
1. Некоторая биологизация психических процессов. →
2. Априорность построения, анализ фактов в этих априорных построениях.
3. Чувствование материала, но слабость экспериментирования.
4. Преувеличение ролей логических структур и пренебрежение эвристикой.
5. Преувеличение роли эгоцентризма ребёнка.
Литература:
1. Пиаже «Речь и мышление ребёнка»
2. «Суждения и рассуждения ребёнка»
3. «Избранные психологические труды»
4. «Теория Пиаже».
5. Джон Флейвел «Генетическая психология Жана Пиаже»
6. Обухова «Концепция Жана Пиаже: за и против»
1. Обучение начинается задолго до спец. организованного школьного обучения. Этот процесс вне учебного заведения Выготский назвал «спонтанное обучение». Это то, что ребёнок берёт из среды сам и то, что он не может не взять, иначе он не сможет взаимодействовать со средой. До 3 лет.
2. Реактивный тип обучения (специально организованное обучение на основе педагогических концепций). С первого класса.
3. Спонтанно-реактивное. От 3 до 6-7 лет. Ребёнок действует по программе матери или/и детского дошкольного учреждения.
По Выготскому эффективной дошкольной программой является та, которую принял ребёнок, что ему самому интересно. Всякое насилие абсолютно безрезультатно и вредоносно.
Оптимальные сроки обучения связаны с сензитивными периодами развития. Идея ведущей функции: в разных возрастах разные функции становятся ведущими. Ведущая означает, что через неё развиваются все остальные функции.
Восприятие →память → мышление. Если сензитивный период пропущен, мы можем получить задержку в развитии или вообще не сформировавшуюся функцию.
Готовность к обучению. Готовность к предметному обучению — разделение областей знания, которое понимается ребёнком. Грамотность — чтение. Образуются первые зачатки мировоззрения: разделение добра и зла, можно и нельзя, для себя и для других и т.д. Феномен горькой конфеты.
Обучение базируется на достигнутом уровне развития и обеспечивает создание ЗБР и реализацию зон (переход её на АУР).
ЗБР — это те функции, которые находятся в процессе созревания и готовы проявиться (перейти на АУР) в условиях сотрудничества с другими (взрослым, ребёнком и т.д.)
Литература:
1. Выготский «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
2. Проблема обучения и развития в школьном возрасте, с. 458-462
3. Общие законы психического развития ребёнка, Лекции по педологии.
4. Научное творчество Выготского и современная психология, тезисы докладов Всесоюзной конференции. Вардонян, Венгер мл., Венгер ст., Зак, Лидерс, Божович, Биглер.