План.
Лекция 3.
Маркетинговая концепция и ее реализация.
1.Маркетинговая концепция.
2.Реализация маркетинговой концепции.
Отслеживая развитие маркетинговой концепции, целесообразно выделить в этом процессе три последовательных этапа эволюции современной практики бизнеса:
1. Ориентация на производство, т.е. фокусирование усилий компании на производстве товара или услуги.
Идея: много продуктов по низкой цене.
2. Ориентация на продажи, т.е. фокусирование усилий на функции продаж. Идея: оставленные сами по себе потребители при совершении покупок будут нерешительны.
3. Ориентация на маркетинг, т.е. ключем к успешному и рентабельному бизнесу является выявление запросов и желаний потребителей и предоставление им таких продуктов и услуг, с помощью которых эти запросы будут удовлетворены.
Контраст между этими подходами разительный. Все больше и больше компаний начинают понимать, что для того чтобы в современных условиях добиться успеха, необходим подход к ведению бизнеса, отличный от прежних. Сегодня потребители лучше образованы знают гораздо больше, чем в прошлом. За последние годы реальные доходы постоянно растут, и сейчас потребители располагают гораздо большими средствами, которые могут направлять на приобретение самых разнообразных товаров и услуг.
Рассуждения о философии маркетинга, хотя на первом этапе и необходима, все же не столь важна, как реализация этой философии на практике. Осуществление маркетинговой концепции – это нечто большее, чем просто декларирование правильных идей. Чтобы компания стала ориентированной на маркетинг, необходимо внести ряд изменений в практические приемы ее работы. Более того, чтобы действовать на операционном уровне и принести компании реальные ценности, необходимо выйти на новый уровень маркетинговых технологий. Под этим мы понимаем, что менеджерам требуется набор инструментов, которые позволяют реализовать маркетинговую концепцию в жизни.
Поскольку маркетинг фокусируется на потребительских запросах и желаниях, необходимо, чтобы компания сначала идентифицировала эти запросы и желания, а затем разработала маркетинговые программы для их удовлетворения. Разнообразие потребительских запросов и желаний и множество способов, при помощи которых их можно удовлетворить, означает, что только немногие компании в состоянии обслуживать всех потребителей на своем рынке.
Сегментация рынка – это процесс идентифицирования таких сегментов потребителей на рынке, которые обладают похожими запросами и желаниями и примерно одинаково реагируют на применяемые маркетинговые усилия.
Идентифицировав различные сегменты на рынке, компания затем может решить, какие из этих сегментов являются для нее более привлекательными и на каких она может действовать более эффективно. После этого компания может более точно подгонять свои маркетинговые усилия к запросам тех сегментов, на которых она решила сосредотачивать свои действия.
Сегментация рынка и целеполагание – это две наиболее полезные концепции в маркетинге, поэтому разработан целый набор приемов, чтобы помочь компании применять их на практике. Среди наиболее важных выгод эффективной сегментации и целеполагания выделяют следующие:
1.Четкая идентификация рыночных возможностей и, в частности, анализ разрывов существующих на рынке.
2.Проектирование продуктов и рыночных стимулов, которые наиболее точно соответствуют запросам рынка.
3.Сфокусированность на маркетинговых и продажных усилиях в тех сегментах, которые обладают самым большим потенциалом.
Сегментирование рынка можно проводить по одному из нескольких оснований или комбинаций.
Среди наиболее часто используемых основ для сегментирования можно указать следующие:
1. Доход
2. Возраст
3. Пол
4. Социальный класс
7. Параметры использования
8. Тип проживания
Какое бы из оснований не было выбрано для сегментирования рынка, несомненно, что применение концепции сегментирования и целеполагания – это важный шаг в направлении, чтобы стать структурой бизнеса, ориентированной на маркетинг.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем заключается смысл концепции «ориентация на производство»?
2.Какие основы для сегментации рынка часто используют?
3.Как реализуется маркетинговая концепция?