double arrow

Понятие рынка, его субъекты и объекты. Функции рынка

Первоначально понятие «рынок»было тождественно термину «базар» (рыночная площадь). По мере развития товарного обмена и появления денег рынок стал рассматриваться как форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно исходя из разных позиций.

с позиции купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

с позиции организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства.

Условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей.

Выделяют субъекты и объекты рынка.

К экономическим субъектам рынка относятся домашние хозяйства; индивиды (физические лица); фирмы, предприятия, организации (юридические лица); государство.

Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности, и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.

Фирмы (предприятия) – это субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие такие виды экономической активности, как спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.

Государство – совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.

Объектами рынка являются товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.

рынок выполняет ряд функций:

· информационную (посредством формирования рыночных цен определяет основные ориентиры в поведении как потребителей, так
и производителей);

· посредническую (обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда);

· регулирующую (осуществляет регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнеров по бизнесу, предложение товара по объему и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре);

· интегрирующую (обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике);

· стимулирующую (стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получение достаточной прибыли в условиях развития научно-технического прогресса);

· санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: