Первоначально понятие «рынок»было тождественно термину «базар» (рыночная площадь). По мере развития товарного обмена и появления денег рынок стал рассматриваться как форма товарного и товарно-денежного обмена.
Рынок многогранен, поэтому изучать его можно исходя из разных позиций.
с позиции купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.
с позиции организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства.
Условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей.
Выделяют субъекты и объекты рынка.
К экономическим субъектам рынка относятся домашние хозяйства; индивиды (физические лица); фирмы, предприятия, организации (юридические лица); государство.
Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности, и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.
Фирмы (предприятия) – это субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие такие виды экономической активности, как спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.
Государство – совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.
Объектами рынка являются товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.
рынок выполняет ряд функций:
· информационную (посредством формирования рыночных цен определяет основные ориентиры в поведении как потребителей, так
и производителей);
· посредническую (обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда);
· регулирующую (осуществляет регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнеров по бизнесу, предложение товара по объему и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре);
· интегрирующую (обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике);
· стимулирующую (стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получение достаточной прибыли в условиях развития научно-технического прогресса);
· санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).