Понятие, факторы спроса и его графическое выражение

Понятия спроса и предложения впервые ввел в экономическую теорию и исследовал А. Маршалл.

Спрос (от англ. demand ) – это платежеспособная потребность в каких-либо товарах.

Цена спроса представляет собой максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Функция спроса – это зависимость объема спроса на определенный товар от соответствующих факторов. Функцию спроса (QDx) можно представить следующей формулой:

QDx= f (Px, Py,..., Pz, I, T, W,..., ∑N),

где Px – цена данного товара (ценовой фактор спроса);

Py –цена товара-субститута;

Pz – цена комплементарного товара;

I –доход;

T –вкусы, предпочтения;

W – сбережения;

N –другие факторы.

Функцию спроса от цены можно изобразить табличным и графическим способами.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и отражает закон спроса (рисунок 3).

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса на благо в течение определенного периода времени.

В основе закона спроса лежит ценовой барьер, принцип убывающей предельной полезности. Также его можно объяснить эффектом дохода и замещения.

Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями.

Спрос проявляется в объеме спроса, который означает то количество блага, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Изменение спроса. Кривая спроса изменяется по-разному. Это зависит от факторов, влияющих на спрос. При изменении ценового фактора (цены данного блага) происходит изменение в объеме (величине) спроса, поэтому кривая спроса не сдвигается. Движение происходит вдоль линии спроса (рисунок 3). Если же изменяются неценовые факторы (доходы потребителей, цены на товары-субституты и комплементарные товары, сбережения, вкусы или предпочтения потребителей и др.), то происходит сдвиг кривой спроса, причем при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении –
влево (рисунок 4).

       
 
   
 


Рисунок 3 – Кривая спроса Рисунок 4 – Функция спроса

5.2. Понятие, факторы предложения
и его графическое выражение

Предложение (от англ. supply)– это готовность производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Объем предложения предполагает максимальное количество какого-либо товара, которое продавец согласен выставить на продажу в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается
в законе предложения.

Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и ве-
личиной предложения блага в течение определенного периода времени.

Кривая предложенияпредставляет собой графическое выражение взаимосвязи между ценой и количеством предлагаемого товара и имеет положительный наклон (рисунок 5).

 
 


Рисунок 5 – Кривая предложения

Детерминантами предложения являются цена на данный товар (ценовой фактор предложения), цены на товары-субституты и комплементарные товары, цены на ресурсы, а также количество производителей, количество покупателей данного товара, налоги и субсидии, технология производства, государственная политика и другие неценовые факторы.

Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Функцию предложения от цены (Qsa)можно выразить формулой

Qsa= f (Pa, Pb,..., Pz, L, T, S,..., ∑N),

где Pa цена данного товара (ценовой фактор предложения);

Pb – цена товара-субститута;

Pz – цена комплементарного товара;

L – технология;

T – налоги;

S – субсидии, дотации;

N – другие факторы.

Если все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то функцию предложения можно представить следующей формулой:

Qsa= f (Pa).

Изменение предложения. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (рисунок 5). Сдвиг всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое связано с изменением неценовых факторов (цена товара-субсти-
тута, цена комплементарных товаров, технология производства, цены на ресурсы, дотации и налоги). Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево – его сокращение (рисунок 6).

Рисунок 6 – Функция предложения

5.3. Отраслевое рыночное равновесие.
Товарный дефицит и товарные излишки

Каждый акт купли-продажи товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине цены блага, причем каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.

Совмещая на одном графике кривые спроса и предложения (рисунок 7), можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).

 
 


Рисунок 7 – Равновесная цена и отклонения от нее

Излишек (Q 1 s > Q 1 d ) возникает тогда, когда конкуренция производителей снижает цены и сдвигает их к равновесной цене.

Дефицит (Q 2 s < Q 2 d ) возникает тогда, когда конкуренция потребителей повышает цены и сдвигает их к равновесной цене.

В точке равновесия равновесная цена равна цене предложения и цене спроса (PE = PD = PS). Это означает, что равновесный объем равен объему предложения и объему спроса (QE = QD = QS).

Равновесная цена, или цена рыночного клиринга (РЕ),– это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если цена выше равновесной (Р 2), то наблюдается излишек товара на рынке, если же цена ниже равновесной (Р 1), то наблюдается дефицит товара.

Общество не всегда довольно существующими равновесными ценами. Именно это и вызывает необходимость государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит,если выше равновесного уровня, то образуется излишек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: