Мир явлений

В "Малой логике" эта часть учения о явлении имеет слишком краткий и малосодержательный характер. Больший интерес представляет характеристика "мира явлений" в "Большой логике", к которой мы далее и обратимся.

Мир явлений - это мир постоянной смены и многообразия. Однако меняющийся мир несет в себе свое основание, нечто устойчивое и сохраняющееся, единство. "Это единство есть закон явления"48. Закон - основа явления. Явление включает в себя закон и еще кое-что - непосредственное содержание своего непосредственного бытия. Закон находится не по ту сторону явления, а непосредственно в яв­лении. В основе мира явлений лежит царство законов. Царство за­конов - спокойное содержание явлений. Царство законов и царство явлений имеют по существу одинаковое содержание. Царство законов -это мир, существующий "в-себе" и "для-себя", царство явлений - "яв­ляющийся мир".

Содержание и форма

Мир явлений предстает далее как содержание и форма. Главная мысль Гегеля заключается в том, что содержание и форма противоположны и едины в своей противоположности. Отношение явления с самим собой вполне определенно, т.е. имеет форму в самом себе. В этом плане форма есть содержание. В свою очередь не существует бесформенного содержания. Форма и содержание "оба одинаково суще­ственны " (298).

Подчеркивая единство и даже в определенном плане тождество формы и содержания (например, в "истинных произведениях искусст­ва" - "Илиаде", "Ромео и Джульетте"), Гегель в конечном счете от­дает предпочтение форме, которая "в своей развитой определенности … есть закон явления" (298).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: