Отношение

Являющийся мир и мир законов находятся в существенном отношении, которое Гегель выделяет как следующую ступень развития явле­ния, несущего в себе сущность. Отношение выступает в трех последовательных определениях: как непосредственное отношение, отрицательное отношение с собой, тождество внешнего и внутреннего.

Непосредственное отношение есть отношение целого и части. Содержание есть целое и состоит из частей как своей противоположности. Гегель раскрывает диалектику соотношения целого и частей. Части отличны друг от друга и самостоятельны. Но они являются частями только постольку, поскольку составляют целое. Это их существование вместе есть противоположность и отрицание части.

Отношение, далее, есть отрицательное отношение с собой, которое выступает как отношение силы и ее обнаружения. Гегель вводит таким образом понятие силы как одно из определений активности идеи на ступени явления, существенного отношения. Сила есть сущностная сила, т.е. момент сущности, получающий выражение.

Различение целого и части приводит к прогрессу в бесконечность, связанному с делимостью материи. Эта бесконечность представ­ляет собой "отрицательное отношение отношения к себе, силу" (303).

Сила бесконечна и конечна. "Сила нуждается в возбуждении извне, действует слепо" (303). Часто говорят, что природа самой силы (на­пример, магнетической) неизвестна и что мы познаем лишь ее обна­ружения. Но содержание силы целиком совпадает с содержанием ее обнаружения. Игнорирование этого делает совершенно непонятным, зачем понятие силы вообще было введено в науку о природе.

Сила выступает как нечто ограниченное и заданное, нуждающееся в возбуждении другими силами. Мы получаем таким образом либо бесконечный прогресс, либо взаимность возбуждения сил. При этом остается еще нерешенной проблема абсолютного начала движения.

"Сила еще не есть подобно цели то, что определяет себя в самой себе; содержание ее есть заданное, и тем самым внешнее ей содержание, и, обнаруживаясь, она, как обыкновенно выражаются, в своем дейст­вии слепа; под этим следует понимать именно различие между абст­рактным обнаружением силы и целесообразной деятельностью (304)".

В понятии силы как активного сущностного момента Гегель предвосхищает будущее понятие целеполагания.

Введение понятия силы, возникшего в естествознании XVII в., в логику - один из ярких случаев использования Гегелем понятий частных наук, которым придается новый философский смысл. Гегель производит такое введение весьма своеобразно. С одной стороны, он в определенной мере - нередко проницательно - схватывает действи-тельное содержание естественнонаучного понятия. С другой, это понятие получает во многом смысл искусственный, обусловленный потребностями конструируемой идеалистической системы. Способ вве­дения естественнонаучных понятий в философию таит в себе ключ к пониманию особенностей новой формы интеллекта, вводимой Гегелем.

Гегель считает вполне оправданным применение в естествознании понятия силы для объяснения природных явлений. Он отвергает утверждение, что наука познает лишь обнаружение силы, а не ее самое, по­скольку "сила ведь только и состоит в том, что она обнаруживает­ся...мы, следовательно, познаем вместе с тем и самое силу "(305).

Однако нельзя останавливаться на этом этапе познания, поскольку отдельные силы первоначально обнаруживаются в неопределенном многообразии и разрозненности как случайные и конечные. Их многообразие необходимо свести к внутреннему единству. Этот дальнейший путь познания мира вещей Гегель рассматривает как последовательное развитие его философии сущности.

Гегель отмечает, что, когда "в так называемую эпоху возрождения наук" начали сводить отдельные явления природы к лежащим в их основаниях силам тяготения, роста растений и т.д., "церковь объя­вила это предприятие безбожным", так как "для божественного мироуправления ничего не остается, и бог поэтому низводится на степень праздного зрителя этой игры сил" (305-306). "Такова точка зрения материализма и современного просвещения" (306). Гегель считает, что хотя "наше опирающееся на авторитет церкви религиозное сознание нас поучает, что именно бог сотворил Вселенную своей всемогущей волей, что именно он ведет светила по их путям и дает всем тварям жизнь и благоденствие, то все же остается вопрос: почему? Ответ на этот вопрос и составляют вообще общую задачу науки как эмпирической, так и философской" (306).

Итак, сущность предстает как сила, т.е. отрицательное отноше­ние сущностного отношения с собой. В свою очередь сила в самой себе выступает как отрицательное отношение с собой, как отталкивание себя от себя и обнаружение себя вовне. В сущностном отношении обнаруживаются таким образом две стороны: внутренняя и внешняя. Внешнее, как обнаружение внутреннего, есть то же содержание, что и внутреннее. Сущность, таким образом, полностью обнаруживается в яв­лении, полностью проявляется в явлении. "Явление не показывает ничего такого, чего не было бы в сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы" (307). Нередко полагают, что сущность скрыта от человека, который способен осознавать якобы только внешнюю сторону бытия. На самом деле сущность выявляется, выражается в явлении. Поэтому, например, "что человек делает, таков он и есть" (310). О человеке нельзя судить только по его внутренним намерениям. "...Если бы бездарный живописец или плохой поэт утешались тем, что их душа преисполнена высокими идеалами, то это плохое утешение…"(310). "...Хотя человек может в отдельных случаях притворяться и многое скрывать, он, однако, не может скрыть своей внутренней природы вообще, которая непременно проявляется в течении жизни" (311). "По плодам их узнаете их", - цитирует Гегель Евангелие.

Когда сущность полностью проявляется, внутреннее и внешнее становятся полностью тождественными, логическая идея выступает как действительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: