Первое или непосредственное определение природы - абстрактная всеобщность ее вне-себя-бытия - пространство. Оно есть идеальная рядоположенность. Пространство - вообще чистое количество. Природа начинается поэтому с количественного, а не с качественного, в отличие от логики. Пространство дискретно и непрерывно. Оно никогда не бывает самостоятельным пространством, "оно есть всегда наполненное пространство" (47). Пространство трехмерно.
Элементом пространства является точка, которая одновременно пространственна и непространственна. Противоречие точки разрешается в линии, которая далее образует плоскость, становящуюся затем трехмерным пространством.
Действительным отрицанием пространства выступает точка во времени, или время. Время есть "бытие, которое, существуя, не существует и, не существуя, существует, - оно есть созерцаемое становление" (52). Измерения времени – настоящее, будущее и прошедшее. Лишь настоящее существует, истинным же настоящим является вечность.
|
|
12.2.2. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.
КОНЕЧНАЯ МЕХАНИКА
Пространство и время предстают перед нами как первые и абстрактные определения природы. Их "истиной является материя" (64). Материя существует только в движении. "Точно так же как нет движения без материи, так не существует материи без движения" (64).
Материя - не просто единство пространства и времени, она есть то, что наполняет пространство и время. Материя есть единство притяжения и отталкивания, материя обладает тяжестью, "по своему существу сама тяжела" (66). Тяжесть - не внешнее свойство материи, она "составляет субстанциальность материи" (66). В тяжести как самой субстанциальности материи Гегель усматривает глубинную сущность материи, строя на этом свою принципиальную концепцию материи и, в конечном счете, мира как логической идеи.
Благодаря тяжести материя обнаруживает падение, стремление к некоторому центру. "Можно сказать, что материя притягивается центром" (66). При этом "мы не должны мыслить центр материальным" (66). В том и состоит суть материи, что она "полагает свой центр вне себя" (66).
Тяжесть есть так сказать признание ничтожества материи, ее несамостоятельности и противоречивости. Противоречие материи состоит в том, что в ее для-себя-бытии она заключает вне-себя-бытие. Материя есть самость, находящаяся вне себя. Косность материи обнаруживается в том, что она находится в состоянии покоя или движения, пока внешняя причина не выведет ее из этого состояния.
Концепция материи - один из ключевых моментов системы философии Гегеля, "фокус" этой философии, в котором в концентрированном виде выражены основные идеи Гегелевой системы, ее основная суть, квинтэссенция вводимого философом типа интеллекта.
|
|
Гегелево понятие материи - продукт своеобразного переплетения предвзятости, изобретательности и наивности мысли. Начать с того, что макромеханика не может служить тем преимущественным научным основанием, на базе которого может быть создано научное понятие материи. В своей концепции материи Гегель полностью проигнорировал физику, химию, биологию, науки об обществе. Ошибочной была и уверенность философа в том, что механика - наипростейший уровень объективной реальности. От философа ускользнула физическая суть "тяжести", или тяготения, даже в том виде, в каком она трактовалась Ньютоном. Физические представления о тяготении, массе, свободном падении не давали никаких оснований для утверждения, что центр, к которому стремится тяжелая материя, находится вне материи. В теории Ньютона тяготение выступает как свойство самих тяготеющих масс. Истолкование тяготения как стремления материи вовне, к некоему идеальному центру, выглядит весьма наивно, представляет собой яркий образец "грезящего" мышления.
Пассивность материи, ее фактически почти полная бессодержательность в трактовке Гегеля - результат не научных обобщений эмпирического материала, а предвзятой мысли о первичности идеи, логического, духовного по отношению к материальному миру. Фантазирование с указанных позиций, иногда - "грезящее" фантазирование, в сочетании с определенной проницательностью и изобретательностью характерно для всего последующего изложения "Философии природы".