Понятие природы

"...Природа есть идея в форме инобытия" [50]. До некоторой степени был прав Шеллинг, отмечает Гегель, определивший природу как окаменевшую мысль.

Идея в своем развитии проходит три ступени: Всеобщее (логика), Особенное (природа), Единичное (дух). Природа занимает промежуточное место между логикой и духом. Шеллингово определение природы Гегель считал ошибочным в том отношении, что в природе идея продолжает свое развитие, но не в собственно ее материальной оболочке, а в ее внутреннем содержании, в понятии. Это развитие имеет направление, которое Гегель определяет как движение от низших ступеней к высшим (в про­тивоположность восточной концепции развития как эманации), как про­цесс становления природы духом: "природа есть в самой себе процесс становления духом, процесс снятия своего инобытия" (26).

Развитие природы имеет цель - мыслящий индивид, с которым идея вступит в область духа.

Процесс развития понятия природы протекает вне времени и пространства. Гегель поэтому решительно отвергает мысль о том, что из неорганической природы реально, во времени и пространстве, возникает органика, а последняя проходит во времени ступени от простейших организмов до высших, включая человека. Гегель, таким образом, вступает в полное противоречие с идеей эволюции в биологии, превращая действительный процесс эволюции живых организмом во вневременной и внепространственный "процесс" понятия.

Природа есть "система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основания природы. Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие" (33). Эти ступени образуют три цар­ства природы, которые Гегель определяет теперь (в отличие от "Логики") как механику, физику и органику.

Каждая ступень кажется самостоятельно существующей. Однако последнее царство природы есть конкретное единство предыдущих, "как и вооб­ще каждая последующая ступень содержит в себе низшие ступени и вместе с тем противопоставляет их себе как свою неорганическую природу. Одна ступень есть власть над другой ступенью, и это - взаим­но..." (43).

В трактовке трех ступеней природы и их взаимодействия Гегель замечательно метко схватил связи, которые обнаруживало современное ему естествознание. В этом несомненная заслуга философа перед будущей наукой и философией науки, в которой теория соотношения высших и низ­ших ступеней развития - физической, химической, биологической и социальной - занимает весьма важное место в эпоху современной на­учно-технической революции. Однако Гегель представил сущность и вза­имосвязи природы как связи и движение понятия, а не действительной материальной реальности, в чем резко отошел от духа естествознания.

Это двойственное отношение к действительной науке – характерная черта нового типа интеллекта, вводимого философией Гегеля.

Три важнейшие ступени природы, представляющие собой реализацию трех ступеней понятия (объекта), суть движение от всеобщей к особен­ной и единичной телесности. Последняя дает начало развитию духа, возвращению идеи к себе и для себя. Развитие идеи имеет, таким обра­зом, многоплановый, многоструйный характер, при этом направление этих логических "струй" - от всеобщего к особенному и единичному. Наиболее фундаментальный уровень или "струю" составляют три основные ступени логической идеи - логика (всеобщее), природа (особенное), дух (единич­ное). Второе направление - в рамках природы - от всеобщей к особенной и единичной телесности. Позднее к этим направлениям к единичному, ин­дивидуальному прибавятся новые. Подготовка понятия человеческого ин­дивидуума, личности, духа идет у Гегеля, таким образом, весьма широким фронтом развития идеи. При этом следует учесть, что единичное и инди­видуальное у Гегеля - не чистая и формальная индивидуальность, а ин­дивидуальность, несущая в себе всеобщее и особенное. Единичное и индивидуальное в философии Гегеля - это индивидуализированная всеобщ­ность - весьма впечатляющая конструкция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: