Познание. Идея выступает как отношение двух идей: субъективной и объективной

Идея выступает как отношение двух идей: субъективной и объективной. Но объективность, мир - это тоже понятие, предстающее пока как внешний для субъективной идеи мир. Субъективная и объективная идеи, как несущие в себе одно и то же понятие, хотя и в разных формах, в конечном счете тождественны. В этом заключена одна из теоретических находок Гегеля: по сути дела диалектика, как объективная идея, логика и теория познания оказываются у него в конечном счете тождественными.

Идея, как разум, стремится снять ограниченность субъективной идеи, которая должна познать внешний объективный мир, заключенную в нем идею, и объективной идеи. Первое стремление есть познание как таковое - теоретическая деятельность, второе стремление есть стремление добра к своему осуществлению - воля, практическая деятельность.

Идея практики, вводимая Гегелем в теорию познания, - замечательная находка философии. Однако практика выступает у него как духовная деятельность, одна из форм деятельности идеи. Гегель фактически высказыва­ет глубокую догадку о зависимости познания от практики, которая (догад­ка) пока не получает у него адекватного, научного решения.

Возникающее в результате научного познания и практической деятельности единство теоретической и практической идеи есть благо, истина блага. Истина блага означает, что "благо достигнуто в себе и для себя, что объективный мир есть в себе и для себя идея и вместе с тем пола­гает себя как цель и получает свою действительность благодаря деятельности" (419).

Мысль о благе как идее мира составляет несомненное гуманистическое содержание философии Гегеля. Мир оказывается у него глубоко родственным, а не чуждым человеку, и его суть описывается термином блага, который, строго говоря, несет в себе человеческое содержание. Как далеко идет этот гуманизм, мы сможем понять, когда построение Гегелевой системы будет завершено. Подлинная философия, которую можно определить как научную философию, должна дать человеку истинное пони­мание природы как объективного мира, так и самого человека, вооружить человека теоретическими орудиями его практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: