double arrow

Абсолютная идея

Абсолютная идея - единство субъективной и объективной идеи, есть понятие идеи, мыслящая самое себя идея, мыслящая себя в качестве мысля­щей, логической идеи. Абсолютная идея - абсолютная и полная истина.

До сих пор идея выступала в ее развитии, в ее прохождении через ряд ступеней, теперь же идея сама для себя предметна, осознает самое себя,

В "Энциклопедии философских наук" описание абсолютной идеи дано слишком кратко, в отличие от соответствующего раздела "Большой логики", к которой мы далее и обратимся.

Логическая идея имеет содержанием себя как бесконечную форму. Поэтому Гегель считает необходимым специально рассмотреть всеобщность фор­мы, т.е. метод своей философии. Анализ существа метода представляет своего рода итог всего предшествующего построения логики.

Как уже показано, Гегель исходил из представления о тождестве формы и содержания логики. Метод на первый взгляд, разъясняет Гегель, выступает как способ познания, однако форма как понятие есть душа, аб­солютная основа и окончательная истина бытия и субъективности. Поэтому метод возникает как "само себя знающее понятие, имеющее предметом себя" [49], как субъективное и объективное. "Понятие есть все …его движение есть всеобщая абсолютная деятельность, само себя определяющее и само себя реализующее движение" (290). Метод поэтому выступает неог­раниченно всеобщей и совершенно бесконечной силой.

"Метод есть поэтому душа и субстанция, и нечто постигнуто в понятии и познано в своей истине лишь тогда, когда оно полностью подчинено методу". Метод - "высшая сила или, вернее, единственная и абсолютная сила разума" (291).

Свой поистине гимн методу Гегель продолжает дальше, рассматривая наиболее существенные особенности построения системы "Логики".

Проблема начала. Гегель вновь обращается к проблеме начала, исследуя ее теперь с позиций построенной логической системы.

Начало есть нечто непосредственное, выступающее как абстрактная всеобщность. Начало - это мысль, оно заключается "только в стихии мышления". Начиная свою логику, Гегель писал просто о начале, теперь он твердо заявляет, что начало есть мысль. Философ ясно высказывает свою позицию как нечто бесспорное, не требующее специальных доказательств. Между тем доказательства, обоснование - важнейший признак научного, истинного познания, включая, разумеется, и философию.

Начало, есть нечто простое и всеобщее. Начало выступает далее как определенность, которая находится не позади начала, а обнаружива­ется как "движение вперед". Для метода начало имеет только одну опре­деленность - быть простым и всеобщим, в чем обнаруживается далее его недостаточность. Начало, как абстрактно-всеобщее, уже отягощено некото­рым отрицанием. Движение от начала вперед заключается в том, что все­общее определяет само себя. Начало можно охарактеризовать также свободным. В начале содержатся зародыши живого и субъективной цели, которые оказываются импульсами. Начало, таким образом, "в себе есть конкретная целокупность " (294).

Начало, как конкретная целокупность, есть начало (несет в себе) дальнейшего движения и развития.

Свой метод Гегель определяет как диалектический. "Диалектика, - разъясняет он, - это одна из древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени..." (296). Вслед за Диогеном Лаэрцием Гегель называет творцом диалектики Платона. После краткого изложения истории различных толкований диалектики Гегель характеризует суть ди­алектики в его понимании. Неверно, что диалектика имеет якобы только отрицательный результат, диалектика заключается в обнаружении противоречий в предмете, мышлении противоречиями. При этом диалектика, двигаясь от непосредственных определений к опосредствованным, не приходит к го­лому отрицанию, к ничто, "признаваемому обычным результатом диалектики" (299). Диалектическое мышление в опосредствованном, как отрицании непосредственного определения, "содержит внутри себя определение перво­го" (299), тем самым сохраняя его в себе. Первое, положительное, и второе, опосредствованное, отрицательное, представляют собой противоположные определения, образующие противоречие. Для формальной логики противоре­чие немыслимо, "на самом же деле мышление противоречия есть существенный момент понятия" (301). Мышление противоречиями - "глубочайший ис­точник всякой деятельности, живого и духовного самодвижения, диалекти­ческая душа, которую все истинное имеет в самом себе и через которую оно только и есть истина... "(301).

Диалектика мышления далее вводит второе отрицание, "отрицательное отрицательного", которое означает снятие, разрешение противоречия. Второе отрицание, или "абсолютная отрицательность", есть восстановление первой, положительной непосредственности. Раскрывая внутреннюю логику отрицания отрицания как важнейшего закона мышления, Гегель предупреж­дает, что сама по себе троичность - внешняя сторона диалектического мышления.

Диалектика как метод включает в себя аналитический и синтетический методы. В структуре мышления эти методы объединяются на основе диалектики отрицания отрицания. Одно из важнейших достоинств мышления посредством отрицания отрицания заключается в том, что высказанное первоначально, в непосредственном определении, содержание, пройдя двойное от­рицание, "есть теперь уже не нечто просто принятое, а нечто выведенное и доказанное" (304). Гегель предостерегает против формального манипулирования отрицанием, триадами, которое, как он утверждает, теперь широко распространено.

* * *

Понятие логической идеи как высшей ступени развития логической идеи как таковой позволяет сделать ряд выводов. В наиболее общем плане концепция "Логики" Гегеля сводится к следующим основным положениям.

Мир (абсолют, бог и т.д.) есть логическая идея, мысль, движущаяся в форме бытия, сущности, понятия и их более частных определений - чистого бытия, качества, количества, конечного и бесконечного, рефлексии и т.д.

Мысль, логическое, в конечном, наиболее существенном своем определении, - это всеобщее, которое само себя определяет, порождая все богат­ство особенного и единичного. Движение мысли, логического идет от абст­рактно-всеобщего, каким выступает чистое бытие, к конкретному, которое есть всеобщее, заключающее в себе все конкретное, т.е. конкретно-все­общее. Впрочем, строго говоря, хотя чистое бытие Гегель и определяет первоначально как абстрактно-всеобщее, оно выступает таким только в пер­вом своем определении, ибо оно оказывается наиболее бедным и бессодержательным, но все же конкретно-всеобщим, так как содержит в се­бе зародыши всего последующего развития логической идеи.

Гегель дает, далее, замечательную, поистине гениаль­ную характеристику всего процесса развития, рассматривая его как раз­витие всеобщего путем его определения - основного занятия логической идеи у Гегеля: "…на каждой ступени дальнейшего определения всеоб­щее возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперед, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя" (306-307). Гегель открыл своеобразную всеобщую закономерность - закономерность аккумулятивного развития, которая представляет собой суть целостного про­цесса развития. Гегелю принадлежит выдающееся открытие - способности всеобщего к развитию. До него всеобщее трактовалось как неподвижное и законченное. Гегель впервые понял, что общее и всеобщее способны к развитию путем новообразования, "расширения", усложнения, обогащения, "сгущения" и "уплотнения" накопленного содержания. Открытие способа развития всеобщего получило подлинное признание лишь в марксистской философии. С этой закономерностью связаны важнейшие направления развития совре­менной диалектики.

Заключительные страницы "Большой логики" содержат итоговую обобщающую мысль. Развитие логической идеи от ее непосредственного начала, или простой всеобщности - чистого бытия, представляет собой последовательное усложнение и обогащение, которое есть в то же время движение бытия вглубь, в свое основание, в конечном счете - в понятие. Понятие выступает, следовательно, как бесконечно богатое и конкретное. Вместе с тем понятие никогда не возникало, существует вечно, в бесконечно для­щемся настоящем. Как понятие, оно находится в простом соотношении с собой и выступает, следовательно, как простое и непосредственное, т.е. как бытие. Гегель полагает, что таким образом он замкнул свою логику в бесконечное кольцо. Логика "представляется некоторым замкнутым в себя кругом, в начале которого - в простое основание - вплетается путем опосредствования его конец; причем круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, как одухотворенный методом, есть рефлексия-в-себя, которая, возвращаясь в начало, в то же время есть начало нового члена" (308-309).

В идее круга как общего принципа логики, развития, диалектическо­го метода заложена трагическая ошибка великого диалектика, которую читатель может определить и к которой мы еще вернемся.

* * *

Достигшая всей полноты своего развития, реализации понятия, идея выступает далее как природа. Гегель предупреждает, что неверно было бы говорить о переходе идеи в природу. Природа не есть некое становяще­еся из идеи. Правильнее говорить о переходе от науки логики к филосо­фии природы.

Суть связи логики и природы философ определяет следующим образом: идея "свободно отпускает из себя" некую свою часть - понятие объекта. Природа есть поэтому инобытие абсолютной идеи.

Переход от абсолютной идеи к природе - одно из слабых мест философской системы Гегеля. По сути дела философу не удается представить переход к природе как необходимый и закономерный. Для логического перехода идеи в природу Гегель прибегает поэтому к понятию свободы: идея свободна отпустить из себя свою особенность, часть. Искусственность построения философской системы Гегеля все более дает себя знать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: