Субъективный дух

Субъективный дух у Гегеля - это по существу человеческий индивид, которого Гегель превращает целиком в духовное существо, "субъективный дух". Субъективный дух проходит три ступени, которые составля­ют предмет антропологии, феноменологии духа и психологии. При разработке этих разделов Гегель использует огромнейший материал современной ему науки: географии, антропологии, этнографии, психологии и др. Учение о субъективном духе представляет несомненный интерес как попытка систематизации весьма значительного материала наук о человеке. Эта систематизация проводится Гегелем на основе изложенных ранее идей науки логики и является поэтому испытанием Гегелевой концепции ин­теллекта.

АНТРОПОЛОГИЯ

В антропологии дух рассматривается как непосредственный, дух в себе, или природный дух, душа.

Душа проходит три ступени своего развития: а. Природная душа; в. Чувствующая душа; с. Действительная душа. Сущность процесса развития души Гегель усматривает в творении тела душой, овладении телом, подчинении тела душе. Гегель рассматривает весьма широкий круг вопросов: понятие души, связь души и тела, связь души с общей планетарной жизнью, климатическими условиями и т.д. Вслед за анализом природных условий и предпосылок сушествования индивидов Гегель вводит понятия расы, наций, пытается установить особенности национального характера греков, итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев. Характеризуя индивидуаль­ные психологические качества людей, Гегель рассуждает о природных задатках, возрастных и половых различиях, темпераменте и характере, таланте и гениальности, психических болезнях, привычках и т.д.

Размышляя о развитии сознания, Гегель высказывает весьма интерес­ные догадки о роли человеческой руки. Последняя, по Гегелю, является "орудием орудий", "абсолютным орудием" (210), "способна служить выраже­нием бесконечного множества проявлений воли"(213).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: