Теоретический дух

Теоретический дух, или интеллект ("интеллигенция"), как творческий процесс познания, начинается с простейшего и неразвитого познания, "смутного брожения духа в себе" - созерцания. Используя данные психологии, Гегель довольно детально рассматривает особенности чувственного созерцания, а затем более высоких форм познания. В следующей ступени теоретического духа – представлении - созерцаемый предмет выделяется из его внешних условий, пространства и времени. Объект воспринимается теперь в форме образа, который может воспроизводиться (память). Первая ступень представления есть воспоминание, вторая - воображение, как непроизвольное, так и произвольное. Следующей ступенью представления становится фантазия.

Наивысшей ступенью теоретического духа служит мышление, связанное с деятельностью не пустого, а содержательного, "наполненного своими продуктами интеллекта". Деятельность мышления состоит из трех моментов: абстрагирования, суждения и умозаключения, оперирования понятиями. Понятие представляет собой "понимание в собственном смысле слова" (310)

В трактовке созерцания, представления и мышления Гегель в целом правильно выразил общую логику развития ступеней человеческого познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: