Феноменология

В "действительной душе" душа окончательно овладевает телом и поэтому дух выступает теперь для себя, опосредствованно, т.е. как сознание. В "Феноменологии" предметом анализа становится сознание, которое проходит ступени чувственного сознания, самосознания, или "я", и разума, как единства сознания и самосознания.

В развернутом виде развитие форм сознания Гегель рассмотрел в более ранней работе "Феноменология духа" (1807).

На этой ступени развития субъективный дух познает внешний предметный мир (чувствующее сознание), осознает себя как "я" (самосознание), достигает ступени разума, когда сознание выступает как осозна­ние тождества различных "я", как "всеобщее самосознание". В последнем по сути дела у философа проскальзывает мысль об общественном, коллективном характере разума.

На ступени самосознания Гегель различает самосознание раба и господина, рабства и господства. На ступени разума возникает осознание равенства различных человеческих "я". В характеристику разума Гегель вводит, таким образом, важный гуманистический принцип равенства людей.

ПСИХОЛОГИЯ

В психологии дух есть себя в себе определяющий дух, или субъект для себя.

Дух - третья и высшая ступень развития души. Деятельность души заключалась в творении тела и овладении им. Деятельность сознания состояла в знании. Дух оказывается синтезом души и сознания, их истиной. Его деятельность представляет собой творческий процесс познания.

Раздел психологии заключает в себе три части: теоретический дух, практический дух, свободный дух. В свою очередь каждый из этих разделов делится на три части, которые также могут делиться на свои струк­турные триады. В философии духа Гегель дает наиболее глубокое члене­ние текста по принципу триад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: