Практический дух, по Гегелю, это воля. Момент воли был включен Гегелем уже в понятие чистого бытия. Теоретический дух, как познающее мышление, в плане его внутренней направленности и целеустремленности выступает как воля, "мышление само себя определяет к воле", при этом мышление выступает субстанцией воли. "...Без мышления не может быть никакой воли, и самый необразованный человек также настолько является волевым, насколько он мыслит, - наоборот, животное, именно потому, что оно не мыслит, не может иметь никакой воли "(311).
Дух обладает волей как "наполненное для-себя-бытие, или единичность" (311). Благодаря воле, или в качестве воли, дух вступает в северу действительного. При этом в качестве знания дух основывается на всеобщности понятия. Поскольку дух, мышление и содержащаяся в нем воля сама порождает свое содержание, воля свободна.
Гегель создает весьма интересную концепцию воли. Воля - определенность мышления, она связана с индивидуальностью, единичностью духа, которая несет в себе всеобщее, а не является некой пустой единичностью. Благодаря воле дух, мышление становится действительным. Воля, таким образом, не есть нечто иррациональное, какой она была, например, у Шопенгауэра. Без учета воли, как практического момента, нельзя понять действительности мышления. Нетрудно заметить ряд рациональных моментов Гегелевой концепции духа, мышления и воли.
|
|
Практический дух проходит три ступени: практическое чувство, влечение и произвол, счастье.
В практическом чувстве дух выступает в форме единичности: он наполнен частными, индивидуальными интересами, потребностями. На этом уровне возникают чувства приятного и неприятного, связанные с отношением должного и существующего. С соотношением приятного и неприятного Гегель связывает проблему зла в мире, проистекающего из несоответствия между бытием и долженствованием.
Влечение и произвол - вторая ступень развития практического духа - выступают как практический дух в его особенности, благодаря чему он по-прежнему еще не свободен. Влечение имеет дело с различными склонностями и поэтому предполагает произвол выбора. Произвол внешне выступает как свобода, однако он не является истинной свободой. Лишь на ступени счастья возникает всеобщее удовлетворение влечения.
Идея практики - одно из важнейших достижений философии Гегеля, нового типа интеллекта. Гегель еще в довольно смутной и интуитивной форме осознает неудовлетворительность "чисто теоретического" подхода к объяснению познания, развития мысли. Новый интеллект явно обнаруживает тягу к практической, внетеоретической точке зрения. Однако Гегель еще лишь частично осознает феномен практики, сводя его преимущественно к воле. Практика остается у Гегеля духовным феноменом, одним из определений мышления.