Единство теоретического и практического духа есть свободный дух, т.е. свободная воля, которая "сама для себя существует в качестве свободной воли" (323).
Воля - непосредственная единичность, которая поднята до степени всеобщности, до самой свободы.
Свободный дух знает себя как свободный и поэтому стремится осуществить свою свободу, т.е. сделать ее объективной. Свободный дух становится таким образом объективным духом.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
Учение об объективном духе по существу выступает у Гегеля в качестве учения об обществе. Оно представляет собой одну из наиболее интересных частей философии Гегеля, играя поэтому своего рода "критериальную роль": будучи применением логической концепции философа к истолкованию общества, философия духа позволяет оценить эту концепцию, выяснить ее объяснительные возможности, а поэтому понять и возможности нового типа интеллекта. Учение об обществе, как и учение о природе, - своего рода "прикладная логика".
Учение об объективном духе наиболее основательно разработано Гегелем в "Философии права" (1821) и "Философии истории" (1837).
|
|
Объективный дух выступает как свободная воля, которая есть одновременно внутренняя свобода и внешняя объективность. Последняя расщепляется на внешние вещи природы, существующие для сознания, и на отношения одних единичных воль к другим единичным волям. Отношения единичных воль образуют внешний материал для наличного бытия воли. Субстанцией объективного духа является свобода.
Свободная воля существует в трех последовательных формах или ступенях развития: право, моральность и нравственность.
ПРАВО
Право - наличное бытие свободы. Такая трактовка права существенно отличается от представлений Канта, который считал, что право есть ограничение свободы.
В праве человеческие индивидуумы действуют как личности. Основное содержание права есть частная собственность, которую Гегель называет "единственно существенным определением личности". Частная собственность выступает, таким образом, вечным и неотъемлемым свойством человеческой личности, вытекающим из самой сущности свободной воли. Трактовка собственности – один из важнейших "критериальных моментов" философии Гегеля. Характерно, что понятие собственности остается у него на уровне единичного и не поднимается до уровня всеобщности, т.е. до понятия общественной собственности.
Собственность, по Гегелю, это вкладывание в вещь моей личной воли. Собственность в качестве владения выступает для личности как средство и цель. Вещь становится собственностью либо путем физического овладения ею, либо через ее формирование, либо через простое обозначение. В анализе собственности Гегель высказывает ряд глубоких идей.
|
|
В собственности Гегель отмечает как "смыкание" личности с самой собой, так и ее отношение к другим личностям. Собственность служит средством потребления. Однако потребление не является главной ее стороной. Гегель практически трактует собственность как средство реализации личности. Собственность выступает как существенная цель свободы и оказывается поэтому самовозрастающей. В этом Гегель заметно приближается к пониманию действительной природы частнокапиталистической собственности.
В вещи, как объекте собственности, Гегель различает непосредственное специфическое ее качество и субстанциальное в ней - стоимость, в которой "это качественное изменяется в количественную определенность", В этой качественной тождественности вещь выступает, по Гегелю, как "абстрактная, всеобщая вещь" (331). Гегель, таким образом, вводит достаточно определенное понимание различия потребительной стоимости и стоимости, составляющие важнейшие понятия трудовой теории стоимости. Однако позднее Марксом будет показано, что стоимость, которую Гегель рассматривает как количественную сторону товара, есть в то же время особое качество товара.
Существенным элементом воззрений философа на природу собственности является понятие отчуждения. По Гегелю, в современном обществе отчуждению подлежит все, кроме таких субстанциальных свойств личности, как всеобщая свобода воли, нравственность и религия.
В философии права нашел своеобразное отражение ряд важнейших особенностей капиталистического товарного производства, прежде всего - отношения собственности и обмена. Однако глубинные стороны товарного производства, прежде всего производительного труда, оказались не понятыми Гегелем. У Гегеля отсутствует главное понятие, характеризующее материальное бытие общества - понятие способа производства с его производительными силами и производственными отношениями. Гегель был чрезвычайно далек от понимания того, что собственность есть элемент и результат труда, определяющего исторические формы собственности, включая частнокапиталистическую ее форму. "Логизаторская" концепция мира и общества ставила непреходимые границы познанию сущности и механизмов общественной жизни.