Гражданское общество

В этом разделе Гегель по существу рассматривает экономическую жизнь современного ему капиталистического общества, которая оказывается у него высшей ступенью развития общества вообще.

Гражданское общество - следующая за семьей ступень развития нравственности. Гегель полагает, что гражданское общество создано лишь в современном ему мире.

Гражданское общество основывается на двух принципах. Первым из них является конкретное лицо, "которое есть для себя как особенная цель". Вторым – принцип всеобщности. В трактовке соотношения этих противоположных принципов выражается наиболее существенное во взглядах Гегеля на гражданское общество. Характерно, что трактовку собственно­сти, которая фактически является экономической основой гражданского общества, Гегель ограничивает пределами единичного и особенного, не поднимая до уровня всеобщности. Такая позиция вступает в противоречие с исходными логическими представлениями, в которых всеобщее является господствующим и определяющим, и вызвана явно факторами, лежащими за пределами гегелевской логики. По-видимому, интуитивно чувствуя это противоречие, Гегель прилагает немало усилий (§182-187) для того, чтобы обосновать идею единства гражданского общества, всеобщность нравственного, раскрывает отношение опосредствования особенного другим особенным, ограничение особенного всеобщим. "Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера, при помощи которой каждая особенность способствует своему благу" (228).

Особое значение в преодолении субъективной ограниченности частных лиц Гегель придает образованию, которое рассматривает как "тяжкий труд, направленный на преодоление голой субъективности поведения, а также субъективной суетности чувства и произвола желаний" (232).

Гражданское общество содержит в себе три момента: систему потребностей, правосудие, полицию и корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: