При вычерчивании продольного профиля дороги вертикальный масштаб принимают в 10 раз крупнее горизонтального. Для равнинной местности Мг = 1:5000, Мв = 1:500; для населенных пунктов Мг = 1:1000, Мв = 1:100 и крупнее.
Пример оформления участка продольного профиля сельскохозяйственной дороги показан на рис. 3.
Рис.3 Продольный профиль автомобильной дороги
Вначале на продольном профиле для выбранного варианта трассы вычерчивают линию естественной поверхности земли (черный профиль) по отметкам, вычисленным по горизонталям топографической карты.
Затем анализируют возможность водоотвода с каждого пониженного места продольного профиля и необходимость проектирования водопропускных и прочих водоотводных сооружений.
После расчета водопропускных сооружений отмечают их местоположение на продольном профиле. Устанавливают отметки контрольных точек для нанесения на профиле проектной линии (отметки у начала и конца трассы, минимальные отметки бровки земляного полотна у мостов и труб, отметки оси проезжей части на пересечениях с существующими дорогами в одном уровне и пр.).
|
|
Наносят проектную линию (линию бровки земляного полотна дороги) на продольный профиль.
Построение проектной линии
Проектную линию строят с учетом нормативных значений основных параметров дороги, приведенных в таблицах 2 и 3.
Таблица 2.
Основные параметры дорог общего пользования и подъездных
Параметр | Категория дороги | ||||
I | II | III | IV | V | |
Расчетная скорость движения, км/ч | 150/120 | 120/100 | 100 / 80 | 80 / 60 | 60 / 40 |
Число полос движения | 4; 6; 8 | ||||
Ширина, м: | |||||
- полосы движения | 3,75 | 3,75 | 3,5 | - | |
- проезжей части | 15-30 | 7,5 | 4,5 | ||
- обочины | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 1,75 | |
- земляного полотна | 28,5-43,5 | ||||
Наибольший продольный уклон, % | 3 / 4 | 4 / 5 | 5 / 6 | 6 / 7 | 7 / 9 |
Наименьшее расстояние видимости, м | |||||
- для остановки | 300/250 | 250/200 | 200/150 | 150/85 | 85/55 |
- встречного автомобиля | -/450 | 450/350 | 350/250 | 250/170 | 170/110 |
Наименьшие радиусы кривых, м: | |||||
- круговых в плане | 1200/800 | 800/600 | 600/300 | 300/150 | 150/60 |
- вертикальных выпуклых | 30000 / 15000 | 15000 / 10000 | 10000 / 5000 | 5000 / 2500 | 2500 / 1000 |
- вертикальных вогнутых | 8000 / 5000 | 5000 / 3000 | 3000 / 2000 | 2000 / 1500 | 1500 / 1000 |
Примечание: в числителе – нормы для равнинной местности (основные), в знаменателе – на трудных участках пересеченной местности.
Основные параметры сельскохозяйственных дорог (внутрихозяйственных) приведены в таблице 3.
Таблица 3
Основные параметры внутрихозяйственных дорог разной категории
Параметр | Категория дороги | ||
I-c | II-c | III-c | |
Расчетная скорость движения, км/ч | 70 / 60 | 60 / 40 | 40 / 30 |
Число полос движения | |||
Ширина, м: | |||
- полосы движения | — | — | |
- проезжей части | 6,0 | 4,5 | 3,5 |
- земляного полотна | 10,0 | 8,0 | 6,5 |
- обочины | 2,0 | 1,75 | 1,5 |
- укрепленной полосы обочины | 0,5 | 0,75 | 0,5 |
Наибольший продольный уклон, % | 6 / 7 | 7 / 8 | 8 / 9 |
Наименьшие радиусы кривых, м: | |||
круговых в плане | 200 / 150 | 150 / 80 | |
в продольном профиле: выпуклых | 4000 / 2500 | 2500 / 1000 | 1000 / 600 |
вогнутых | 2500 / 2000 | 2000 / 1000 | 1000 / 600 |
Типы дорожных одежд | облегченные с усовершенствованным покрытием, для дорог категории II-с - переходные | Переходные и низшие |
Проектную линию для сельскохозяйственных дорог на равнинной и пересеченной местности рекомендуется прокладывать по обертывающей, параллельно черному профилю и выше него на величину рабочей отметки (высоты насыпи).
|
|
В районах с устойчивым снеговым покровом минимальное возвышение бровки насыпи над уровнем снегового покрова принимают для дорог III категории 0,6 м, IV категории – 0,4 м. Расчетная высота снегового покрова для Саратовской области составляет 0,5 м.
На продольном профиле определяются уклоны по трассе дороги и сравниваются с допустимыми уклонами для данной категории дороги.
Наибольшие допустимые продольные уклоны определяются по таблицам 2, 3.
При разности уклонов смежных прямых более 2% в переломы проектной линии вписывают вертикальные выпуклые и вогнутые кривые.
Радиус вертикальной выпуклой кривой, требуемый для обеспечения расчетной видимости на дороге, определяется по формуле:
Rвып = S2 / 2,4 м,
где S – безопасное расстояние видимости, м.
Радиус вертикальной вогнутой кривой определяется по допустимой центробежной силе, действующей на автомобиль в нижней точке кривой, по формуле:
Rвогн = v 2 / 6,5 м,
здесь v – расчетная скорость движения, м/с.
Наименьшие допустимые радиусы вертикальных выпуклых и вогнутых кривых определяются по таблицам 2,3.
Шаг проектирования для сельскохозяйственных дорог в равнинной местности назначается не менее 100 м, в горной – не менее 50 м.
На продольном профиле проектируют также водоотвод (кюветы, резервы и др.) с указанием характерных отметок.