Проектирование дорожной одежды

Дорожной одеждой называют укрепленную поверхность земляного полотна в пределах проезжей части. Она воспринимает сосредоточенные нагрузки от колес автомобиля и передает ее на грунт земляного полотна.

В многослойных конструкциях дорожной одежды (рис. 10) различают следующие элементы.

Покрытие — верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. Оно должно быть прочным, ровным, шероховатым, противостоять пластическим деформациям при высоких положительных температурах, быть трещиностойким и хорошо сопротивляться износу, то есть обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части.

Основание — несущая прочная часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна (подстилающий грунт). Слои основания, непосредственно подстилающие усовершенствованное покрытие, должны быть преимущественно монолитными, устойчивыми к сдвигу и достаточно хорошо сопротивляться растягивающим напряжениям при изгибе. Нижние слои основания устраивают из материалов менее прочных, чем вышележащие, но достаточно морозо- и водостойких.

Дополнительные слои основания — слои между основанием и подстилающим грунтом на участках с неблагоприятными погодно-климатическими и грунтово-гидрологическими условиями. Эти слои вместе с покрытием и основанием должны обеспечивать наряду с прочностью необходимые морозоустойчивость и дренированность конструкции, чтобы создавалась возможность для снижения толщины слоев из дорогостоящих материалов.

В поперечном сечении дорожные одежды могут устраиваться серповидного, полукорытного или корытного профилей (рис. 10). На дорогах низких категорий, в т.ч. на сельскохозяйственных дорогах, дорожную одежду обычно устраивают серповидного профиля (рис. 7, а). При этом обеспечивается водоотвод, а укрепленные обочины становятся пригодны для разъезда автомобилей при узкой проезжей части. Дорожная одежда полукорытного профиля требует меньше материалов, но сложнее в исполнении. При корытном профиле (рис. 10, б) затрудняется водоотвод и возможно занесение грязи с неукрепленных обочин на проезжую часть.

Рис.7. Поперечное сечение дорожной одежды

На дорогах IV, V категорий и сельскохозяйственных дорогах рекомендуется проектировать дорожную одежду из одного-двух слоев.

Покрытие должно быть прочным, ровным, шероховатым, бесшумным, беспыльным. Для сокращения затрат на дорожное строительство целесообразно устраивать покрытие из местных строительных материалов. Классификация основных типов покрытия приведена в таблице 4.

Таблица 4.

Тип покрытия Характеристика
1. Низшие Грунтовые естественные; грунтовые профилированные (с оптимальным составом грунта); грунтовые укрепленные местными материалами.
2. Переходные Щебеночные (гравийные); из грунтов и местных материалов, обработанных вяжущими; мостовые из булыжного или колотого камня.
3. Усовершенствованные облегченные Щебеночные (гравийные), обработанные вяжущими; дегтебетонные; из песчаных грунтов, обработанных в установке вяжущим (с устройством поверхностной обработки.,
4. Усовершенствованные капитальные Асфальтобетонные; цементобетонные (монолитные и сборные).

На дорогах IV категории устраивают облегченные усовершенствованные или переходные покрытия; на дорогах V категории и сельскохозяйственных дорогах – покрытия переходного и низшего типа.

Минимальная толщина слоев дорожной одежды в уплотненном состоянии должна быть не менее, см:

Асфальтобетон (дегтебетон): крупнозернистый – 6…7;

мелкозернистый - 3…5;

песчаный – 3…4;

холодный – 3;

Щебеночные (гравийные) материалы,

обработанные органическими вяжущими – 8;

Щебень, обработанный методом пропитки – 8;

Щебеночные (гравийные) материалы,

не обработанные вяжущими, на песчаном основании – 15;

То же, на прочном основании

(каменном или из укрепленного грунта) – 8;

Грунты и малопрочные каменные материалы,

обработанные органическими, комплексными

или неорганическими вяжущими – 10;

Грунт повышенной прочности – 50.

На детальном чертеже конструкции дорожной одежды указывают уклоны поверхностей дорожной одежды и земляного полотна, материал и толщину слоев, дренажные устройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: