Тема 14. Работа преподавателя над темой «Предмет, задачи и методы психологии»

Содержание темы:

Анализ содержания темы на предмет отнесения ее к теоретической или практической. Выбор формы поведения занятия и определение его цели. Определение используемых методов обучения и уточнение приемов изложения. Деление темы на подтемы по смысловым категориям.

Методические рекомендации по изучению темы:

Тема «Предмет, задачи и методы психологии» является первой после введения темы, в которой излагается основополагающие вопросы психологии, дается обоснование предмета психологии, или отдельной отрасли психологии. Делается анализ особенностей последних, раскрываются философские основы материалистической психологии. Тема носит ярко выраженный теоретический акцент.

Наиболее приемлемой формой проведения занятия является лекционная форма. Основной метод - объяснительно-иллюстративный с элементами проблемности. Можно использовать объяснение.

Основная цель, стоящая перед преподавателем психологии при работе над этой темой, заключается в том, чтобы добиться правильного научного понимания учащимися природы и сущности психики. При изучении этой темы следует обратить особенное внимание на следующие положения.

1. Понимание сущности психики как отражения окружающей человека действительности.

Раскрывая сущность процесса отражения, нужно обратить внимание на следующие характеризующие его черты.

Отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, дающих неполные знания о вещах и явлениях. Это первая ступень познания — чувственное познание мира. Отражательная деятельность есть процесс постепенного проникновения в сущ­ность вещей и явлений, движение от незнания ко все более пол­ному и точному знанию, знанию общих и существенных свойств предметов и явлений, связей и отношений между ними. Высшая ступень познания — логическое мышление, выраженное вязыке, в речи человека. Очень важно раскрыть перед учащимися этот путь познания—переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия — к мышлению. Важно показать и обратную связь мышления с чувственным познанием. Установление человеком в процессе мышления существенных свойств предметов и явлений, связей между ними перестраивает восприя­тие, делает его осмысленным и обобщенным.

Познание мира происходит в процессе деятель­ности. Активно воздействуя на окружающие его предметы и явления, человек познает их свойства, связи, существующие между ними.

Правильность отражения действительности определяется и проверяется общественно - исторической и личной практикой людей. Если на­ши знания о свойствах и отношениях вещей соответствуют дей­ствительности, в процессе деятельности мы получим ожидаемый нами результат. Ошибочность наших знаний тоже обнаружива­ется на практике.

Отражательная деятельность человека пред­ставляет собой единство объективного и субъек­тивного. Отражение человеком действительности объективно по своему содержанию, так как человек познает предметы и явления, существующие объективно, независимо от нашего созна­ния. В то же время отражение субъективно, потому что отража­ет действительность конкретный человек, субъект, со всеми осо­бенностями и своеобразием его личности. Все, что познает человек, преломляется через накопленный им опыт и знания, обу­словлено его мировоззрением, жизненными целями, интересами, чувствами. Таким образом, в процессе отражательной психиче­ской деятельности у человека создается субъективный образ объ­ективного мира. Этот образ не зеркальное отражение предме­та или явления. Он носит в себе отпечаток особенностей лично­сти познающего предмет человека.

В процессе отражения действительности изменяется и сам человек. Возникают и формируются новые свойства его личности, обогащается опыт, меняется отношение к познаваемому. Напри­мер, в процессе восприятия развивается наблюдательность, в процессе мыслительной деятельности формируются различные качества ума и т. д.

2. Очень важно показать учащимся принципиально различное понимание природы психического материалистами и идеали­стами.

Факты научных исследований (исследования высшей нервной деятельности в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, в современных исследованиях П.К.Анохина, Н.И.Красногорского, А.Г.Иванова-Смоленского и др.) подтверждают и обосновывают правильность поло­жения материалистической психологии о природе психического.

3. Для понимания психической деятельности как отражательной необходимо знать основные законы рефлекторной деятель­ности мозга, т.е. усвоить учение Сеченова — Павлова о высшей нервной деятельности, а также знать новейшие исследования физиологов, глубже раскрывающие закономерности деятельно­сти нервной системы. Так, в учение об условных рефлексах, вре­менных нервных связях, возникающих в коре головного мозга под воздействием среды, последние научные исследования внес­ли много нового, что помогает объяснить этот сложный процесс и изменяет представления о механизме рефлекса. В рефлектор­ном ответе организма на воздействие среды основное значение имеет обратная связь, возникающая между рецепторами и со­ответствующими отделами коры головного мозга. Не имея об­ратной информации о результатах совершенного действия и о каждом его этапе, мозг не мог бы регулировать совершаемое движение, изменить его или задержать в случае необходимости. Обратная информация может поступать от рецепторов, находя­щихся в мышцах, осуществляющих движение от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, сигнализирующих о конце и успешности действия (так, человек, берущий каран­даш, чтобы записать что-нибудь, получает целый комплекс так­тильных, температурных, зрительных, кинестетических раздра­жений, посылающих в мозг сигналы о результатах данного дей­ствия). При таком объяснении механизма рефлекса становится понятным значение рефлекторной деятельности мозга для обес­печения постоянной связи организма со средой.

Важно обратить внимание учащихся на то, что рефлекс есть активный ответ организма на воздействие среды. Характер от­ветной реакции определяется не только внешним воздействием. В структуру рефлекторного действия включается комплекс воз­действий, полученных ранее и сохранившихся в мозгу в виде следов, условнорефлекторных связей.

Учение о рефлекторной деятельности мозгам позволяет понять причинную обусловленность психических явлений внеш­ними воздействиями.

Для понимания и объяснения психических явлений и лежа­щей в основе их высшей нервной деятельности большое значение имеют исследования биохимиков, позволяющие проникнуть в сущность процессов, протекающих в нервных клетках мозга.

Широко применяемая нейрофизиологами микроэлектродная методика регистрации электрических процессов в отдельных ней­ронах головного мозга показала, что различные нейроны обладают большой специфичностью своих реакций. Так, установле­но, что существуют группы нейронов, выполняющие функцию дробления воспринимаемого за части (функцию анализа). Дру­гие группы нервных клеток объединяют импульсы, идущие от отдельных анализаторов т.е. осуществляют синтез (ассоциативные нейроны). Третья группа нейронов обладает функцией удержания следов воздействий и сличения новых следов с прежними.

Опираясь на знание законов высшей нервной деятельности, мы можем вскрыть физиологические механизмы психических явлений, рассматривать их как результат протекания нервных процессов в мозгу человека, понять регулирующую роль психики в поведении и деятельности человека.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что все области знаний о деятельности людей, отношениях между ними используют данные психологических исследований о закономерностях психической деятельности чело­века и свойствах его личности. Эти знания используют социоло­ги, экономисты и другие специалисты для того, чтобы наиболее рационально организовать деятельность человека и правильно строить отношения между людьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Важно отметить значение психологических знаний для фор­мирования мировоззрения человека. Правильная научная точка зрения на психику помогает преодолеть суеверия и предрассуд­ки во взглядах на психические явления и поведение людей.

Нужно объяснить студентам, что задача психологии как нау­ки о психической деятельности человека заключается в том, чтобы вскрыть закономерности этой деятельности, так как, толь­ко зная их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития.

При рассмотрении вопроса«методы психологии» нужно добиться понимания учащимися сущности каждого метода исследова­ния психики его положительных и отрицательных сторон. Важно выяснить принципы, которыми руководствуется исследователь, когда он, изучая какую-то сторону психики человека, должен выбрать наиболее эффективный метод исследования. Эти прин­ципы определяются общими теоретическими взглядами исследо­вателя на психику человека и ее закономерности.

Основными методами изучения психики считают наблюдение и эксперимент. Нужно выяснить также положительные стороны таких методов психологического исследования, как беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, дневникового материала и других. Показать, в каких случаях можно ими пользоваться и что дает каждый из них при изучении различных сторон психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: