Особенности аутизма. Как терапевт воспринимает контакт аутичным ребенком

При аутизме важнейшей особенностью психики является нарушение коммуникации, и поэтому важнейшим условием любой психолого-педагогической работы с аутичным ребенком, в том числе и музыкально-терапевтической, является установление контакта с ним.

Одной из форм возможного контакта является музыкальный контакт. В нашем понимании и исполнении это контакт, возникающий на почве исследования совместно с ребенком создаваемого звукового пространства, а также контакт, возникающий в результате музыкального отражения его эмоционального состояния.

Помимо внешнего плана, технической реализации терапевтического замысла необходима непрерывная внутренняя работа терапевта в процессе сессии.

Первое, на что должен обратите внимание терапевт, это чувства аутичного ребенка. Эти чувства глубоко скрыты от нас, но знание азбуки невербального поведения и неумолимо накапливающийся опыт работы позволяют выдвигать более или менее верные гипотезы о чувствах ребенка в каждый момент. Происходит первая эмпатическая попытка почувствовать и разделить с ним его чувства, пока еще глубоко внутри себя, ничем не выражая это внешне.

Терапевт не останавливается на чувствах и вслед за этим делает предположение о потребности ребенка здесь и сейчас. Если эта потребность оказывается угаданной, возникает контакт, делается первый шаг навстречу друг другу.

Данные установки не являются специфичными для работы непременно с аутичными детъми. Их использованию мы обязаны длительному контакту, обучению и впоследствии совместной работе с такими специалистами в области ненасильственных коммуникаций, как Маршалл Розенберг (США) и Ирис Йоханссон (Швеция).

Отражение эмоционального состояния может носить самый разнообразный характер. В данной работе мы попытаемся остановиться на звуковом, музыкальном отражении, на контакте с использованием музыкальных средств. Описанные же выше терапевтические установки важны вне зависимости от того, какими средствами пользуется терапевт для установления контакта.

КАК ТЕРАПЕВТ ВОСПРИНИМАЕТ КОНТАКТ АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ, ДИАЛОГ С НИМ?

В формулировании своего представления о контакте с аутичным ребенком нам помогла схема психологического строения речи, предложенная Е.Д.Хомской (1987).

Экспрессивная речь Импрессивная речь
1. Замысел (программа высказывания) 2. Внутренняя речь свернутого характера 3. Развернутое внешнее речевое высказывание (устное или письменное) Восприятие речевого сообщения 2. Декодирование сообщения 3. Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения 4. Соотнесение этой схемы со смысловыми семантическими структурами Включение в определенный смысловой контекст (понимание).

Если брать за основу эту схему психологического строения речи, то свой диалог с ребенком терапевт воспринимает- как диалог внутренних посылов: свое внутреннее сообщение свернутою характера адресуется ребенку. Ребенок воспринимает и декодирует его, выделяя существенные для него информативные моменты, включая его в свой смысловой контекст, и реагирует в ответ либо и виде внешней речевой реакции, либо таким же внутренним сообщением.

Такое утверждение может показаться странным и бездоказательным, но у терапевта складывается впечатление внутреннего диалога с ребенком значительно более богатого, чем это внешне может быть зафиксировано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: