здоровья к специальной медицинской группе; положения о школьном коллективе физической культуры; инструктивно-методических документах по организации физического воспитания и школьного спорта.
Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания учащихся составляют:
• уроки по физической культуре;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; гимнастика до учебных занятий; физкультурные минутки на уроках;
• игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня;
• внеклассная спортивно-массовая работа в школе (организация спортивных секций, проведение спортивных соревнований);
• внешкольная массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа: по месту жительства; занятия в ДЮСШ, дворцах и домах творчества юных; самостоятельные занятия.
Основным организационно-методическим принципом физического воспитания учащихся школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности. При этом необходимо учитывать также интересы обучающихся.
Организация физического воспитания должна строиться на основах демократизации и гуманизации. Демократизация проявляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в предоставлении каждому школьнику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей учащихся. Гуманизация педагогического процесса по физическому воспитанию заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого школьника и учителя. Эти два принципа легли в основу педагогики сотрудничества, которую сегодня приняли на вооружение многие образовательные учреждения.
Общее руководство физическим воспитанием школьников осуществляет Министерство образования Российской Федерации через Комитеты и Управления образования на местах.
Глава 5. Организация и управление в звеньях физической культуры 77
Организация физического воспитания учащихся обеспечивается органами образования при содействии комитетов по физической культуре, делам молодежи, культуры, здравоохранения, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, в том числе коммерческих.
В школе за организацию физического воспитания отвечает директор, который обеспечивает необходимые условия для проведения уроков физической культуры, организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, систематический контроль за работой по физическому воспитанию учащихся, проведением регулярных медицинских осмотров учащихся, за эффективностью использования спортивных сооружений в школе.
В основах законодательства нашей страны о физической культуре и спорте отмечено, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений, входят в круг обязанностей администрации и каждого педагогического работника.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе контролирует выполнение учебных программ по физической культуре, планирует проведение уроков в классах, обеспечивает проведение методической работы и повышение квалификации учителей физической культуры. Организатор внеклассной и внешкольной работы организует вместе с учителем физической культуры, активом школы внеклассные физ-культурно-спортивные мероприятия. Классные руководители контролируют посещаемость и успеваемость школьников по предмету «физическая культура», организуют вместе с учителем физической культуры проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, работают с родителями по укреплению здоровья детей.
Центральное место в организации физического воспитания, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях занимает учитель физической культуры. Он осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета «физическая культура», способствует формированию общей культуры личности, ее соци-
78 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
ализации. Учитель физической культуры использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. При этом он должен учитывать интересы учащихся.
Необходимой и важной функцией профессиональной деятельности учителя является планирование материала по преподаваемому предмету, а также обеспечение выполнения учебной программы, достижение и подтверждение обучающимися уровней образования по предмету. Учитель физической культуры должен соблюдать права и свободы учащихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая при этом человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
Учитель физической культуры участвует в разработке и выполнении образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников. Существенной стороной деятельности учителя является его участие в работе методических объединений, других формах методической работы, он может вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса. Еще одной необходимой гранью его деятельности выступгет систематическое повышение профессиональной квалификации.
Как организатор учебных и внеучебных занятий по физической культуре учитель должен выполнять требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования, он отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во врелля образовательного процесса.
Учитель физической культуры осуществляет тесную связь с родителями учащихся или лицами, их заменяющими.
Большая роль в организации физической культуры и спорта в школе отводится коллективам физической культуры, который является самодеятельной организацией, призванной развивать массовость в занятиях физическими упражнениями. Кроме этого, участие в управлении детским спортом дает возможность приобрести школьникам определенные организационные навыки, умение общаться со сверстниками, умение принимать самостоятельные решения.
Глава 5. Организация и управление в звеньях физической культуры
5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ,
МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. В учебной программе для высших учебных заведений достижение поставленной цели предусматривается решением воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, включает:
• понимание роли физической культуры в развитии лич
ности и подготовке к профессиональной деятельности;
• знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
• формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровой образ жизни, физическое самосовершенствование, самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, спортом;
• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
• обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
• приобретение опыта творческого использования физ-культурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Программа, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию (приказ № 777 от 26.07.94), рассчитана на 408 часов, включает теоретический и практический разделы, состоящие из двух подразделов. Методико-практический раздел обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. Учебно-тренировочный раздел
'• ■■ ■.. - • •..,
80ОБЩИЕ И СПЕЦИ Ф ИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖ МЕНТА
содействует приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышению уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности.
Третий раздел — контрольный, связан с дифференцированным и объективным учетом процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Учебный процесс в высшем учебном заведении организован в форме учебных занятий, включает теоретические и практические занятия. Внеучебные занятия могут быть организованы в режиме учебного дня, а также занятия в спортивных секциях и группах, самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом.
Всю работу по физическому воспитанию студентов организует кафедра физического воспитания и спортивный клуб вуза.
Для проведения практических занятий преподаватели кафедры распределяют студентов в учебные отделения — основное, подготовительное, специальное и спортивное. Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической, спортивной подготовленности, интересов студентов.
В процессе обучения студенты на каждом курсе сдают зачет, а после завершения учебного курса физической культуры — итоговый экзамен.
Деятельность преподавателей кафедры физического воспитания не ограничивается проведением учебных занятий. Они проводят большую спортивную работу в вузе, организуя спортивные секции, спортивные соревнования и т. д. Преподаватели занимаются научной, методической и другими видами деятельности, с которыми можно более подробно познакомиться в учебнике по управлению физической культурой.
Дальнейшее совершенствование физического воспитания студентов связано с реализацией Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Глава 5. Организация и управление в звеньях физической культуры 81
Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» (от 01.t2.1999 г., № 1025) предусмотрен ряд мер по улучшению учебно-воспитательного процесса в области студенческой физической культуры и спорта.
5.3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ
В нашей стране к настоящему времени сложилась стройная система подготовки спортивного резерва, который воспитывается в различных видах спортивных школ: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и другие.
Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет по физической культуре и туризму подготовили в 1995 году материалы по нормативно-правовым основам, регулирующим деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи:
— привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности;
— утверждение здорового образа жизни;
— воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
6. С. С. Филиппов
82 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:
— улучшение состояния здоровья и физического развития;
— повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
— профилактика вредных привычек и правонарушений.
Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие высших спортивных достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:
— привлечение к специализированной спортивной подго
товке оптимального числа перспективных спортсменов для
достижения ими стабильных результатов, позволяющих войти
в состав сборных команд России.
Спортивная школа организует учебно-тренировочный процесс с обучающимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием. Начало и окончание учебною года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией для каждого вида спорта индивидуально.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.
Штатное расписание спортивной школой определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик
Глава 5. Организация и управление в звеньях физической культуры 83
работников физической культуры. Функциональная структура управления спортивной школой приведена на рис. 17.
Спортивной школой руководит директор, назначаемый из числа специалистов, имеющих физкультурное или педагогическое профессиональное образование и опыт работы с детьми. Он организует работу спортивной школы, несет полную ответственность за все направления ее деятельности, определяет совместно с педагогическим советом основные направления развития спортивной школы, представляет ее интересы в государственных органах и общественных организациях. Директор решает все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью спортивной школы.
Важнейшим направлением деятельности директора является обеспечение учебно-тренировочного процесса в спор-
84 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
тивной школе. В этих целях он осуществляет контроль за выполнением учебных программ по видам спорта, содержанием и эффективностью учебно-тренировочных занятий, соблюдением требований безопасности учебно-тренировочных занятий, руководит работой педагогического совета. На директора возложена обязанность обеспечивать рациональное использование выделяемых школе финансовых средств, определять форму оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту.
Директор осуществляет подбор и расстановку кадров, назначает на должность и освобождает от должности работников, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка должностные обязанности работников, создает условия для повышения профессионального мастерства тренерско-препо-давательского состава.
Заместитель директора спортивной школы организует учебно-тренировочную, воспитательную и методическую работу в школе. Он несет ответственность за организацию учебно-тренировочного процесса, комплектование школы, отбор и спортивную ориентацию занимающихся, повышение квалификации тренеров-преподавателей по спорту, обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Одной из задач заместителя директора школы является совершенствование методики обучения и тренировки спортсменов-учащихся. Он осуществляет контроль за содержанием учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, своевременным прохождением ими углубленного медицинского осмотра.
Заместитель директора спортивной школы возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта, обобщению и внедрению передового опыта работы.
Заместитель директора спортивной школы должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в физ-культурно-спортивных организациях не менее 5 лет.
Старший тренер-преподаватель по спорту руководит работой тренерско-преподавательского состава. Он организует
Глава 5. Организация и управление в звеньях физической культуры 85
и проводит семинары тренеров и инструкторов. Совместно с медицинской службой старший тренер осуществляет контроль за правильной организацией медицинского контроля за занимающимися в группах. Важной функцией старшего тренера является осуществление контроля за количественным и качественным составом учащихся, за выполнением правил эксплуатации спортивных сооружений арендаторами.
В должностные обязанности старшего тренера входит набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Он обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса.
Старший тренер разрабатывает годовые и текущие планы подготовки, ведет систематический учет и анализ результатов работы, а также учетную и отчетную документацию.
Старший тренер-преподаватель по спорту должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Он ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Тренер обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Содействует
Рис. 18. Классификация управленческой информации Источник: Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента/ Учебное пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — С. 155.
При изучении документальной системы важно выяснить, что из себя представляет информация, заложенная в служебных документах, каковы требования, предъявляемые к ней, классификация документов, порядок их оформления и др.
Под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые им в практической деятельности. Существует множество определений понятия «информация», каждое из которых используется в соответствии с конкретными целями и задачами. С точки зрения содержания информации выделяют следующие ее виды: социальная, политическая, научно-техническая, экономическая, правовая, спортивная и др.
К управленческой относится информация, используемая аппаратом управления в целях достижения определенных задач как системы физической культуры в целом, так и отдельных подсистем. Комплекс требований к управленческой информации включает высокую степень надежности, достоверности информации, своевременность ее поступления и удобство формы, минимальность объемов при необходимой
полноте и др.
Основная часть используемой в управлении информации фиксируется. Это обязательный элемент управленческой деятельности, так как в современных условиях получать, хранить и передавать информацию можно только при ее предварительной фиксации. Носителями фиксируемой информации являются документы. В соответствии с государственным стандартом «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», документ — это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для передачи ее во времени и пространстве.
Существенное теоретическое и практическое значение в организации делопроизводства имеет классификация документов. Их можно классифицировать по содержанию информации, которую они несут, по происхождению и назначению, по месту составления и наименованию, по количеству отраженных в них вопросах, по срокам исполнения и хранения, степени надежности, технике создания и ряду других признаков.
Исходя из содержания документов, можно выделить документы по административным вопросам, по планированию,
90ОБЩИЕ И СП ЕЦИФИЧЕСКИ Е ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
бухгалтерскому учету, статистике, кадровым вопросам и т. д. По происхождению документы делятся на служебные и личные. По наименованию выделяют несколько десятков видов и разновидностей, в некоторых случаях выделяют подвиды. Например, вид документа — акт, а подвиды — акт приема-передачи дел, акт приема спортивного сооружения и т. д.; вид документа — анкета, подвид — анкета по учету кадров, анкета социологического обследования. В зависимости от техники создания документы бывают рукописные, машинописные, типографические.
Обработка служебных документов в аппарате управления физкультурной организации включает документирование информации, обработку собственно информации, содержащейся в документах, и организацию работы с документами. Деятельность, охватывающая вопросы документирования и организацию работы с документами в процессе управленческих действий, и называется делопроизводством.
В процессе осуществления различных функций управления физической культурой, спортом образуется система документов. Она носит название.организационно-распорядительной документации (табл. 7). Входящие в систему документы условно подразделяются на три группы:
— организационные (положения, уставы, инструкции, правила);
— распорядительные (постановления, распоряжения, приказы, решения, указания);
— справочно-информационные (письма, докладные и объяснительные записки, справки, протоколы, акты, обзоры, отчеты, списки, перечни, телеграммы и т. д.).
Таблица 7
Основные виды и содержание организационно-распорядительных документов
Виды документов | Содержание |
Инструкция Номенклатура дел | Правовой акт, издаваемый органом государственного управления в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Систематизированный список наименований дел, заводимых в делопроизводстве, с указанием сроков их хранения, утвержденный в установленном порядке. |
Глава 6. Информационная и пропагандистская работа 91
Окончание
Виды документов | Содержание |
Положение Приказ Протокол Распоряжение Справка Указание Устав | Правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения. Правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления, действующий на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. Документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Правовой акт, издаваемый единолично руководителем главным образом коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. 1) Документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий; 2) Документ, подтверждающий факт биографического или служебного характера. Правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления. Правовой акт, определяющий структуру, функции и права учреждения, организации, предприятия. |
В зависимости от характера и объема работ, а также от структуры физкультурных организаций, используются три системы делопроизводства: централизованная, децентрализованная и смешанная. При централизованной системе все операции, связанные с организационно-распорядительной документацией, сосредоточены в одном месте: или в канцелярии физкультурной организации, или, что на практике встречается чаще, у секретаря руководителя организации.
При децентрализованной системе операции по делопроизводству рассредоточены по структурным подразделениям. Смешанная система организации представляет собой сочетание двух рассмотренных систем: часть операций делопроизводства централизована, а другая — децентрализована. Смешанная система делопроизводства применяется в организациях с большим документооборотом. При этом централизуются главным образом операции с корреспонденцией: ее
-~чц»«
■
92 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
прием и отправление, размножение документации и т. д. Такая система имеет место в республиканских комитетах по физической культуре и спорту, физкультурных вузах и в некоторых других организациях отрасли.
Все многообразие информационных потоков, циркулирующих в сфере физической культуры, можно подразделить на потоки информации внутри системы физкультурного движения — между его составными частями (внутренняя информация) и потоки между системой физической культуры и внешней средой (внешняя информация). И те, и другие осуществляются преимущественно с помощью документной информации.
Различают потоки документов: поступающих в организацию (входящих), отправляемых (исходящих) и внутренних. Анализ документопотоков дает представление не только об информационных связях между физкультурными организациями, но и о содержании их деятельности.
Важно определить рациональные маршруты прохождения организационно-распорядительной документации в сфере физической культуры. Главный принцип правильной организации документопотоков предусматривает оперативное прохождение документов по наиболее короткому пути, с минимальными затратами труда и времени.
Правильная организация работы с входящим потоком документации внутри физкультурной организации является той частью процессов управления, которая во многом определяет четкость и слаженность всей ее деятельности. Работа с поступающими документами состоит из ряда определенных операций, выполняемых в определенной последовательности. Полный цикл прохождения документов, поступивших в физкультурную организацию, включает: прием и первоначальную обработку входящей информации; предварительное рассмотрение и распределение документов; регистрацию; рассмотрение руководством физкультурной организации; исполнение; контроль за исполнением; формирование документов по тематическим комплексам (темам).
В настоящее время различные системы организационно-распорядительных документов реализованы с помощью
Глава 6. Информационная и пропагандистская работа 93
электронно-вычислительной техники, для которой разработаны программные средства и системы. Среди них можно назвать программные комплексы «Система контроля исполнения документов» и «Электронный секретарь», Информационно-поисковую систему «Телефонный справочник», автоматизированную систему обработки информации «Письма», которые позволяют быстро и точно выполнять необходимые действия по работе с информацией.
Специалистами разработана профессиональная бухгалтерская система «Бухгалтерия. Экономика. Статистика», которая позволяет осуществлять учет кассовых операций, расчет заработной платы, учет основных средств, учет материалов, учет и реализация товаров и т. д.
Пакет Прикладных Программ «Делопроизводство» позволяет автоматизировать делопроизводство в различных областях административно-хозяйственной деятельности, вести библиотеки текстовых документов и картотеки документов, контроль исполнения и формирование выходных форм установленного образца.
Разработка различных программных средств и систем позволило создать автоматизированные рабочие места (АРМ) «Директор», «Главный бухгалтер», «Бухгалтер», «Секретарь». Все это в значительной степени повысило качество работы с различными видами информации, упростило прохождение документов в организациях.