Связи с общественностью, пиар (англ. Public Relations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пиар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов. Среди современных методов реализации связей с общественностью на первый план выступают социологические исследования, коммуникационный аудит и неформальные исследования.
8 наиболее популярных способов проведения PR-компаний в туризме:
- Сообщения о работе туристического оператора в прессе
- Телепередачи и радиотрансляции
- Участие представителей туроператора в разнообразных, даже зачастую имеющих мало общего с туризмом, мероприятиях
- Спонсорство
- Благотворительность
- Презентации
- Корпоративные мероприятия,
- Туристические выставки
Концептуальные основы управления проектами
Определение IT-проекта и его особенностей. Специфика управления IT-проектами
В системе управления проектом реализуются две группы процессов:
- проектно-ориентированные процессы - связаны с объектом УП, т.е. с самим проектом, выполняются исполнителями работ проекта и направлены на достижение результатов проекта — создание нового продукта или услуги. Они относятся преимущественно к производственно-технологическим, определяются жизненным циклом проекта и зависят от сферы приложения, типа и вида проекта.
- процессы управления проектом - связаны с субъектом УП, т.е. командой управления проектом и ее деятельностью по описанию, планированию, организации и координации работ в проекте для обеспечения его успешного завершения. Они относятся преимущественно к организационно-экономическим и направлены на решение задач, связанных с реализацией различных функций управления проектом.
Процессы управления проектом осуществляются на всех стадиях жизненного цикла проекта и могут быть классифицированы по двум основаниям:
- области применения
- целевому результату (таблица 2).
Таблица 2 - Классификация процессов управления проектами
Классификацион-ный признак | Состав процессов управления |
Область применения | 1. Управление содержанием проекта, 2. Управление проектом по временным показателям, 3. Управление проектом по стоимостным параметрам, 4. Управление качеством, 5. управление персоналом, 6. Управление коммуникациями, 7. Управление отклонениями, 8. управление контрактами |
Целевой результат (фазы управления) | 1. Санкционирование начала и очередной стадии проекта – инициация; 2. Определение наилучшего способа действий для достижения целей стадии с учетом складывающейся обстановки – планирование; 3. Реализация плана стадии жизненного цикла проекта – выполнение; 4. Выявления фактов отклонения стадии проекта от запланированного и принятие корректирующих действий – контроль; 5. Завершение или закрытие всего проекта или его стадии – завершение. |
IPM насчитывает более 40 процессов, которые сгруппированы по группам процессов и объединены в 9 областей знаний (табл.1). Количество процессов может варьироваться в зависимости от масштаба проекта и от его отраслевой принадлежности. В проекте могут отсутствовать некоторые процессы или могут быть еще какие-то специфические процессы.
Таблица 1 - Группы процессов управления проектом
Области знаний | Группы процессов управления проектом | ||||
Инициация (2) | Планирование (21) | Исполнение (7) | Мониторинг и управление (12) | Завершение (2) | |
1. Управление интеграцией проекта | 1.1 Разработка устава проекта 1.2 Разработка предварительного описания содержания проекта | 1.3 Разработка плана управления проектом | 1.4 Руководство и управление исполнением проекта | 1.5 Мониторинг и управление работами проекта 1.6 Общее управление изменениями | 1.7 Закрытие проекта |
2. Управление содержанием проекта | 2.1 Планирование содержания 2.2 Определение содержания 2.3 Создание ИСР | 2.4 Подтверждение содержания 2.5 Управление содержанием | |||
3. Управление сроками проекта | 3.1 Определение состава операций 3.2 Определение взаимосвязей операций 3.3 Оценка ресурсов операций 3.4 Оценка длительности операций 3.5 Разработка расписания | 3.6 Управление расписанием | |||
4. Управление стоимостью проекта | 4.1 Стоимостная оценка 4.2 Разработка бюджета расходов | 4.3 Управление стоимостью | |||
5. Управление качеством проекта | 5.1 Планирование качества | 5.2 Процесс обеспечения качества | 5.3 Процесс контроля качества | ||
6. Управление человеческими ресурсами проекта | 6.1 Планирование человеческих ресурсов | 6.2 Набор команды проекта 6.3 Развитие команды проекта | 6.4 Управление командой проекта | ||
7. Управление коммуникациями проекта | 7.1 Планирование коммуникаций | 7.2 Распространение информации | 7.3 Отчетность по исполнению 7.4 Управление участниками проекта | ||
8. Управление рисками проекта | 8.1 Планирование управления рисками 8.2 Идентификация рисков 8.3 Качественный анализ рисков 8.4 Количественный анализ рисков 8.5 Планирование реагирования на риски | 8.6 Мониторинг и управление рисками | |||
9. Управление поставками проекта | 9.1 Планирование покупок и приобретений 9.2 Планирование контрактов | 9.3 Запрос информации у продавцов 9.4 Выбор продавца | 9.5 Администрирование контрактов | 9.6 Закрытие контракта |
Достижение целей проекта осуществляется через функции управления. Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего. Эти пять видов следуют один за другим, пока данная функция не будет полностью реализована.
1. Планирование – для принятия любого управленческого решения всегда необходимо ответить на вопросы: Кто должен сделать? Что? Сколько и когда? Для ответа на эти вопросы используется планирование, целью которого является достижение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам.
2. Организация - отвечает на вопрос «как сделать?», т.е. определяет пути, методы и средства достижения поставленной цели.
3. Координация, призвана обеспечить взаимодействие всех участников планируемого процесса через их участие в совместном труде.
4. Активизация или мотивация предполагает создание таких стимулирующих условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наибольшей отдачей.
5. Контроль, направлен на ликвидацию возникающих отклонений и их своевременное предупреждение.
Все функции можно разделить на базовые и интегрирующие.
К базовым функциям относятся:
- управление предметной областью проекта (содержанием);
- управление качеством (требования к результатам, стандарты) - пронизывает весь жизненный цикл проекта и реализуется через установление требований и стандартов как к качеству результатов проекта, так и к качеству процесса его реализации.;
- управление временными ресурсами (бюджет времени) - реализуется посредством календарного планирования работ, их отслеживания, актуализации и корректировки.
- управление стоимостью (финансовый и материальный бюджеты) - включает планирование ресурсов, предварительную оценку расходов, связанных с проектом, и подготовку сметы, контроль расходования и поступления денежных средств и принятие решений в случае превышения расходов и других отклонений от финансовых планов.
Интегрирующие функциивключают в себя:
- управление персоналом проекта (подбор, подготовка, организация работы) - направлено на оптимальное использование трудовых ресурсов для достижения целей проекта;
- управление коммуникациями (мониторинг и прогнозирование хода работ и результата) - разработка, организация и контроль процесса информационного обмена для удовлетворения потребностей всех участников проекта.;
- управление контрактами (по исполнителям и материалам) - процессы выбора стратегии контрактной деятельности; информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемых по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений; выбор контрагентов и поставщиков путем торгов, конкурсов, тендеров и др.; подготовку документации на заключение контрактов; контроль за ходом их выполнения, закрытие и расчет по завершенным контрактам;
- управление риском (снижение уровня неопределенности в проекте) - прогнозирование, анализ, оценка и предупреждение возникновения рисковых событий; меры по снижению степени их воздействия на проект, распределение ущерба от риска между участниками проекта. Управление риском применяется в тех случаях, когда степень риска в проекте достаточно высока.
Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой. В управлении проектами окружение проекта – это среда проекта, включающая совокупность внутренних и внешних сил, которые способствуют или мешают достижению целей проекта.
Окружение проекта можно разделить на несколько видов:
- Внешнее и внутреннее,
- Ближнее и дальнее.
Внешнее окружение проекта – это та часть окружающей среды, которая существует независимо от проекта.
Внутреннее окружение проекта – это та часть окружающей среды, которая существует только во время осуществления проекта.
Внешнее окружение проекта, которое не зависит от конкретного предприятия, называется дальним окружением проекта (макроокружение). К нему могут быть отнесены государственные органы, общественные организации и объединения граждан, непосредственно не участвующие проекте, но связанные с ним сферой деятельности, члены семей участников проекта, конечных пользователей продукта проекта (потребителей), чьи интересы затрагивает проект, хотя они и не имеют прямого отношения к его реализации.
К ближнему окружению относят собственно участников проекта.
Основные составляющие внешнего и внутреннего окружения проекта показаны на рисунке 1.
Рисунок 2. Внешнее и внутреннее окружение проекта.
Основными факторами макроокружения проекта являются:
1. Политические характеристики и факторы:
- Политическая стабильность.
- Поддержка проекта правительством.
- Националистические проявления.
- Уровень преступности.
- Торговый баланс со странами-участниками.
- Участие в военных союзах.
2. Экономические факторы:
- Структура национального хозяйства.
- Виды ответственности и имущественные права, в т. ч. на землю.
- Тарифы и налоги.
- Страховые гарантии.
- Уровень инфляции и стабильность валюты.
- Развитость банковской системы.
- Источники инвестиций и капитальных вложений.
- Степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности.
- Развитость рыночной инфраструктуры.
- Уровень цен.
- Состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.
3. Общество - его характеристики и факторы:
- Условия и уровень жизни.
- Уровень образования.
- Свобода перемещения, "въезд-выезд".
- Трудовое законодательство, запрещение забастовок.
- Здравоохранение и медицина, условия отдыха.
- Общественные организации, пресса, телевидение.
- Отношение местного населения к проекту.
4. Законы и право:
- Права человека.
- Права предпринимательства.
- Права собственности.
- Законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот.
5. Наука и техника:
- Уровень развития фундаментальных и прикладных наук.
- Уровень информационных технологий и компьютеризации.
- Уровень промышленных и производственных технологий.
- Энергетические системы.
- Транспортные системы.
- Связь, коммуникации
6. Культура:
- Уровень грамотности.
- История, культурные традиции, религия.
- Культурные потребности: жизнеобеспечение, работа, отдых, спорт и др.
- Уровень требований к качеству результатов и условий труда.
7. Природные и экологические факторы:
- Естественно-климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др.
- Природные ресурсы.
- Расположение и связь с транспортными сетями.
- Стандарты по качеству: воздушного пространства, водных источников и почвенному покрову.
- Санитарные требования к окружающей среде.
- Законодательство по защите окружающей среды.
- Характеристика тенденций и состояния экологических систем: воздуха, воды, почвы.
8. Характеристики и факторы инфраструктуры:
- Средства транспорта, связи и коммуникации.
- Перевозка грузов.
- Сети ЭВМ и информационные системы.
- Энергоснабжение.
- Коммунальные службы.
- Сырье и услуги.
- Сбытовая сеть.
- Логистика и материально-техническое снабжение.
- Промышленная инфраструктура.
- Обслуживающие системы и прочие.
Участники проекта – это лица или организации, либо активно участвующие в проекте, либо представляющие интересы, на которые могут повлиять результаты исполнения или завершения проекта.
Участники проекта — основной элемент его структуры, т.к. именно они обеспечивают реализацию проектного замысла. В зависимости от типа проекта, от его масштаба и сложности, а также от структуры жизненного цикла в реализации проекта могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Все эти организации или отдельные лица, в зависимости от выполняемых ими функций, как правило, объединяются в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.
К основным участникам проекта относятся:
1. Инициатор - автор главной идеи.
2. Заказчик - главный участник проекта — будущий владелец и/или пользователь результатов проекта. В качестве такового может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком бывает как одна единственная организация, так и несколько, объединивших усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.
3. Инвестор — сторона, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это — одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.
Инвесторами в Российской Федерации могут быть:
- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;
- организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
- международные организации, иностранные юридические лица;
- физические лица — граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
4. Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, называемые проектировщиками.
5. Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации- поставщики.
6. К выполнению работ проекта на условиях контракта могут привлекаться подрядчики, среди которых могут выделяться генеральный подрядчик и субподрядчики.
В последние годы состав участников проекта стал дополняться новыми лицами. В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их называют консультантами.
Права на использование необходимых в проекте научно-технических достижений предоставляет (обычно на коммерческих условиях) организация – лицензиар, в качестве которого может выступать юридическое или физическое лицо — обладатель лицензий и «ноу-хау».
Особое место в осуществлении проекта занимает руководитель проекта (менеджер). Это — юридическое или физическое лицо, которому заказчик и/или инвестор делегируют полномочия по руководству проектом: планированию, контролю и координации работ остальных участников.
Под руководством менеджера работает команда проекта — специфическая организационная структура, создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
Участники проекта — категория более широкая, чем команда проекта.
Команда проекта — это группа специалистов, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта. Она обеспечивает реализацию его замысла, создается на период реализации проекта и распускается после его завершения. По мере выполнения проекта профессиональный и численный состав членов команды проекта может меняться.
Внутри команды определяются роли - это абстрактная группа заинтересованных лиц, участвующих в деятельности над проектом, решающих одни и те же задачи или имеющих одни и те же интересы.
Примерами ролей в IT-проекте являются:
- бизнес-аналитик,
- архитектор,
- проектировщик пользовательского интерфейса,
- программист-кодировщик,
- технический писатель,
- тестировщик,
- руководитель проекта по разработке,
- работник отдела продаж,
- конечный пользователь,
- инженер по поддержке и т.п.
К IT-проектам относятся:
- проекты разработки и развития программного обеспечения;
- проекты внедрения информационных (автоматизированных) систем,
- инфраструктурные и организационные проекты.
IT-проект имеет специфичные фазы, зависящие от его отиа (табл.1)
Таблица 1 – Фазы IT-проектов
Фазы проектов разработки и развития программного обеспечения | Этапы проектов внедрения информационных систем |
1. Создание спецификации ПО – что система должна делать и ограничения на разработку | 1. Подготовка проекта |
2. Разработка ПО – производство программной системы | 2. Анализ существующих бизнес-процессов |
3. Тестирование ПО (включает в себя validation и verification) – проверка того, что клиент хочет именно того, что прописано в спецификации, и что система соответствует спецификации | 3. Проектирование системы |
4. Развитие или эволюция ПО – изменение ПО в ответ на изменение внешних требований. | 4. Реализация |
5. Подготовка к эксплуатации | |
6. Поддержка эксплуатации |
К IT–проекту следует относиться как к самостоятельному инвестиционному проекту, то есть как к способу инвестирования средств в качественное улучшение управления компанией. Подобная позиция предполагает получение прибыли от реализации проекта через некоторый промежуток времени.
Отличительные особенности IT-проектов:
1. Их эффективность не всегда возможно выразить в деньгах. Информационная система сама по себе не повышает прибыльности предприятия, она может лишь повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных. Увеличивает же прибыльность способность менеджмента принимать эффективные решения на основе этой информации. Если же не удается выделить параметры, по которым можно оценить эффективность IТ-проекта, то такой проект является организационным, так как и его идея, и реализация предусматривают изменение бизнес–процессов и системы управления предприятием. Связано это с тем, что некоторые проблемы, которые пытаются решить с помощью автоматизации, связаны с организацией работы на предприятии, и решить их можно только путем организационных и административных мероприятий.
2. IТ–проекты являются высокорисковыми. Риски срыва сроков, превышения плановой трудоемкости и не достижения запланированных результатов по этим проектам особенно высоки. Для IT-проектов характерна высокая интенсивность в сочетании с глубокой детализацией календарно-сетевых графиков и итерационностью выполнения работ. Обычно требуется детализация трудовых ресурсов до конкретного исполнителя. Нетрудовые ресурсы и материалы отслеживаются значительно реже.
3. Любой просчет или ошибка, как правило, очень быстро становятся известны широкому кругу людей. Если, например, осуществляется замена сервера или настройка какой-либо информационной системы и происходит сбой, то все пользователи тут же узнают об этом. Для сравнения в маркетинговом проекте просчеты далеко не так очевидны. Можно в его рамках сделать все правильно, но, допустим, не в полном объеме учесть интересы целевой аудитории. Напрямую обвинить в этом упущении руководителя проекта довольно сложно, т.к. существует большое количество внешних факторов. В IT-проекте кроме многочисленных внешних факторов более очевидна ответственность за результат.
4. Многие IT-проекты имеют колоссальные бюджеты. В крупных компаниях масштабы проектной деятельности в области IT измеряются миллионами долларов, и, причем реализация новых проектов происходит постоянно. Развитие IT-инфраструктуры в растущих компаниях требует больших и регулярных вложений. Большие бюджеты, в свою очередь, подразумевают больший уровень ответственности и, соответственно, больший уровень компетенции тех людей, которые этими проектами управляют.
5. Специфичное разделение на уровне идеологии заказчика и исполнителя: заказчиком, как правило, является бизнес, а исполнителем IT-специалисты. Данный аспект предопределяет наличие определенных трудностей в выявлении требований, ожиданий от проекта, в формировании технического задания. В IT-проектах чаще всего курирование процессами разработки и реализации осуществляется не бизнес-руководителем, а передается руководству IT, как следствие между ними возможны коммуникационные конфликты, несовпадение ожиданий, требований и результатов. Избежать подобного «недопонимания» между бизнесом и IT можно с помощью методик по выявлению и корректному фиксированию ожиданий от проекта, а также за счет четкого сбора требований к проекту на всех уровнях пользователей.
Управление IT-проектами – это один из видов управленческой деятельности, связанный с планированием и реализацией проектов в определенные сроки с определенным бюджетом и определенным качеством.
Для успешного выполнения IТ-проекта необходимо выбрать эффективные технологии и средства разработки, обеспечить необходимый бюджет и найти квалифицированных разработчиков. Успешная реализация IT-проектов требует четкого понимания руководством компании возможностей информационных технологий и высокой организованности от всех участников IТ-проекта. Научившись реализовывать технологические проекты в срок, не превышая бюджет и с долгосрочным эффектом для бизнеса, компании смогут переосмыслить роль информационных технологий и обрести уникальный опыт управления комплексными проектами, важный не только в технологической сфере.