Эффект дохода и эффект замены. Равновесие потребителя

Даже при снижении предельной полезности каждой последующей единицы покупаемого товара, одновременно быстрыми темпами снижающаяся цена может побудить потребителя к дополнительным покупкам. Ярким примером может служить получившая во всем мире практика сезонной распродажи. Резко сниженные цены, порой в полтора-два раза, стимулируют резкий взлёт продаж. Понижение цены товара лежит в основе эффекта дохода и эффекта замещения.

На один и тот же доход в зависимости от уровня цен можно приобрести разное количество товара. Между ними существует обратная связь, чем выше цена, тем ниже реальный доход, и наоборот. При значительном снижении цен и неизменном уровне дохода покупательная способность потребителя резко возрастает. Рост спроса покупателей за счет существенного снижения цен товаров получил название эффект дохода от падения цен. Данный процесс осуществляется в три этапа: 1) падение цены товаров; 2) повышение покупательной способности; 3) увеличение индивидуального и общественного спроса.

Возможен и обратный эффект – сокращение реального дохода потребителей, что, естественно, ведет к сокращению объема спроса. Та доля изменения спроса, которая вызвана изменением цены товара, и определяет эффект дохода от изменения цены.

Другой эффект, отличный от эффекта дохода, называется эффект замещения от изменения цены. Он является исключительным результатом изменения относительной цены и не связан с динамикой реального дохода. Означает, что из набора товаров субститутов потребитель выберет тот, у которого произошло наибольшее снижение цены. Таким образом, всякое изменение цен в равной степени вызывает эффект дохода и эффект замещения, влияющие на объем спроса.

Существует тесная взаимосвязь между количеством товара, его предельной полезностью и ценой. Избыточное количество товаров значительно снижает их предельную полезность и соответственно этому падают цены. Эту зависимость можно выразить математически: где l - величина, характеризующая предельную полезность на единицу денежных затрат бюджета.

MUАА = MUВ / РВ = MUС / РС =l (6.2)

Каждое из приведенных в данной формуле отношений, например MUАА или MUВ / РВ означает прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А или товар В на один рубль. Данное условие максимизации полезности потребителем можно представить в другой пропорции, переставив члены исходных отношений: MUА / MUВ = РА / РВ. (6.3). Это уравнение означает, что отношение предельных полезностей двух товаров должно равняться отношению цен этих товаров. Равновесие потребителя устанавливается при условии, что он тратит доход так, что предельная полезность на каждую потраченную денежную единицу устанавливается по любому купленному товару.

Суть потребительского равновесия состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, равна предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар. В состоянии равновесия потребитель не склонен к переменам в структуре расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: