Потребительский излишек

Уже давно внимание ученых привлек к себе парадокс цены и полезности воды и алмазов. Цена воды, жизненно необходимая всем существам живущим на земле, очень низкая по сравнению с другими товарами. В то время как алмазы, не являющиеся предметом первой необходимости и имеющие ограниченную сферу применения, имеют очень высокую цену. Такое положение вещей отчасти можно объяснить тем, что в подавляющем большинстве случаев вода имеется в достаточном количестве, а ее доставка потребителю стоит сравнительно недорого. По-другому обстоят дела с добычей и переработкой алмазов. Их залежи встречаются редко, а добыча требует больших затрат. Однако такое доказательство требует дополнительных аргументов, т.к. любому человеку понятно, что полезность воды несравнимо выше полезности алмазов. Если рассмотреть данный парадокс с точки зрения теории предельной полезности, то появляется дополнительный аргумент, который позволяет до конца разрешить этот парадокс. Его суть в том, что цена определенного количества товара определяется не его общей полезностью, а предельной полезностью последней единицы этого товара. Поэтому не полезность воды в целом определяет ее цену, а предельная полезность последнего стакана воды. Цена первого стакана сравнима с ценностью жизни, а последний – годится для мытья полов.

За каждую единицу товара потребитель платит одну и ту же цену, которая устанавливается по цене последней единицы товара, соответствующей наименьшей его предельной полезности. Чем больше единиц товара покупатель потребляет, тем больше разница между предельной полезностью предыдущих и последней единицей товара. Отсюда, потребительский излишек (потребительская рента) – это разница между общей полезностью товара и его общей рыночной ценой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: