Основной принцип правового государства — незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение — определяет важность знаний в области права. Государство является важнейшим фактором внешней среды. Оно определяет (устанавливает) правовые нормы (основные правила) функционирования хозяйствующих субъектов. По существу хозяйствующие субъекты находятся в определенной законодательной среде. Законодательные акты зачастую характеризуются не только сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Деятельность хозяйствующего субъекта регулируется не только федеральными законами, но и требованиями (постановлениями, решениями) органов государственного регулирования и местного самоуправления. Государственные органы реализуют функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях — от федерального до местного. В настоящее время согласно действующему законодательству государство не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта напрямую. Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется как через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, так и через методы косвенного воздействия, которые определенным образом влияют на деятельность хозяйствующего субъекта: фискальная, монетарная, кредитная и таможенная политика. Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством. Наиболее общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами и, наконец, между физическими лицами, определяются Гражданским кодексом РФ, а порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях — Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Гражданский кодекс РФ,определяющий права и ответственность субъектов права в области имущественных взаимоотношений, раскрывается в системе законов о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской системе, в таможенном законодательстве, о биржах и биржевой деятельности. Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговомкодексе, вступившем в силу с 1 января 2002 г. Государство в качестве регулирующего механизма широко использует налоговые системы. С помощью таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, наряду с маневрированием ставки рефинансирования, ссудным капиталом, государственными закупками, дотациями и другими государство регулирует экономику в определенном желательном направлении. Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право. Новый Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г., регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных рабочих и работодателей, включая такие важнейшие вопросы, как регламентация времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций (при увольнении, санкции за несвоевременную выплату зарплаты, дополнительные отпуска, компенсации вредных и тяжелых условий труда и др.). Особо следует отметить наличие элементов экологического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов. Однако экологическое законодательство далеко не совершенно и не решает многих весьма актуальных проблем безопасности населения и окружающей среды. Вся совокупность законов, подзаконных актов по хозяйственным вопросам и создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты. Задачей этого сектора является правовое обеспечение их деятельности. Кроме того, взаимоотношения хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным кодексом РФ. Закон о несостоятельности (банкротстве) регулирует отношение по признанию и проведению процедур банкротства. |
|
|
|
|