double arrow

Вопрос 6. Ликвидация предприятий. Банкротство


Создаваемые субъекты хозяйствования могут функционировать неопределенно длительное время, в случае необходимости в Устав и учредительные документы могут вноситься изменения и дополнения. Однако в современных условиях часть субъектов хозяйство­вания может создаваться для конкретных единовременных целей и ликвидироваться после достижения этих целей в срок, оговоренный в уставе. Во всех других случаях прекращение деятельности может иметь место либо по добровольному согласию ее владельцев и совладель­цев (акционеров, учредителей, пайщиков), либо по решению судеб­ных органов. При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном по­рядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъяв­ления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная ко­миссия определяет источники удовлетворения и очередности пога­шения всех обязательств. Выявляются остатки денежных средств на расчетном счете, в кассе, взыскивается дебиторская задолжен­ность, определяются активы (материальные и нематериальные), под­лежащие реализации. В первую очередь удовлетворяются претен­зии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства пе­ред государственными органами (налоговой инспекцией, внебюд­жетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и удовлетворения имущественных претензий средства передаются собственникам субъекта хозяйствования и распре­деляются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином документе. Особым случаем ликвидации является банкротство. Несосто­ятельность — это признанная арбитражным судом или объявлен­ная должником неспособность должника в полном объеме удов­летворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюдже­ты всех уровней и во внебюджетные фонды. Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязанностей над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетвори­тельной структуры баланса. Она выражается в появлении просро­ченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами. Банкротство является результатом неудовлетворительной ра­боты по финансированию и кредитованию. Банкротство — неотъемлемая часть конкурентной среды, без банкротства нет конкуренции. Возможность банкротства заставля­ет принимать эффективные меры по обеспечению финансовой ус­тойчивости, повышать эффективность труда, В 1992 году был при­нят первый документ в области банкротства — Указ Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним спе­циальных процедур». Действующий от 26.10.2002 ФЗ—№ 127 (в редакции от 24.10.2005 № 133—ФЗ) определяет основания для признания долж­ника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банк­ротства), а также условия и порядок проведения процедур банкрот­ства. Значение института банкротства заключается в том, что из граж­данского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в слу­чае их ликвидации), что способствует оздоровлению рынка, а, с дру­гой стороны, этот институт дает возможность ответственно действу­ющим организациям и добросовестным предпринимателям органи­зовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Процедура банкротства представляет собой совокупность фор­мализованных факторов, включающих выявление признаков банкротства, рассмотрение дел по банкротству в арбитражном суде, вы­бор и проведение конкретных мероприятий в рамках дел о банкрот­стве, удовлетворение требований кредиторов, завершение дел о бан­кротстве. Банкротство предприятий и индивидуальных предпринимате­лей определяется следующими признаками: • в отношении граждан — неспособность удовлетворить тре­бования кредиторов по денежным обязательствам или ис­полнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не испол­нены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества; • в отношении юридического лица — неспособность удовлет­ворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных плате­жей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступле­ния даты их исполнения. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня на­ступления сроков их исполнения. В соответствии с законодательством в отношении предприя­тия-должника применяют следующие процедуры: 1. Реорганизационные, включающие внешнее управление иму­ществом должника и санацию. 2. Ликвидационные, к ним относятся: • принудительная ликвидация предприятия-должника по ре­шению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов; • ликвидация в процессе конкурсного производства. 3. Мировое соглашение — процедура достижения договореннос­ти между должником и кредиторами относительно отсрочки и рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки долгов. Санация направлена на оздоровление предприятия-должника, когда собственникам предприятия-должника, кредиторам или иным лицам оказывается финансовая помощь. Ходатайство о проведении санации может быть подано долж­ником, собственником предприятия-должника, кредитором с соблю­дением требований к оформлению заявлений в арбитражный суд до принятия им решения по делу. В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведе­нии санации, определены до вынесения арбитражным судом реше­ния по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая све­дения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное соглашение на участие в проведении санации. Основанием для проведения санации является наличие реаль­ной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. В случае если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкрот­стве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определе­ние о проведении санации. Продолжительность санации не может превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципаль­ных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев. Когда говорят об «ускорении» банкротства, имеют в виду По­становление Правительства РФ от 22 мая 1995 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» и утвержденное этим постановлением Положение об ускоренном по­рядке применения процедур банкротства. Наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (ликви­дируемого или отсутствующего должника), добровольное объявле­ние банкротства, финансовое оздоровление регулируются Федераль­ным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2003 г. ФЗ—№ 127. Данный закон детализирует как реорганизационные и ликвидационные меры, так и субъекты банкротства: стратегические предприятия и организации, естественные монополии и др. Цель Постановления Правительства РФ от 15.04.2003 г. № 218 — повышение эффективности применения процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Ускоренный порядок применения процедур банкротства — это особый способ реорганизации бизнеса должника и попытка восста­новления его платежеспособности. Суть этого способа заключается в том, что на базе всего имущества, не включаемого в конкурсную массу, учреждается открытое акционерное общество. На сумму активов дол­жника выпускаются акции вновь образованного акционерного обще­ства. Указанные ценные бумаги подлежат продаже с публичных тор­гов, а вырученная сумма идет на расчеты с кредиторами. Если суммы, вырученной от продажи ценных бумаг вновь об­разованного акционерного общества, окажется достаточно для удов­летворения требований всех кредиторов, производство по делу о бан­кротстве прекращается, а судьба должника в дальнейшем решается исключительно его учредителями (участниками) в общем порядке. Если суммы, вырученной от продажи акции, окажется недо­статочно для расчетов со всеми кредиторами, внешний управляю­щий должен будет обратиться в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении внешнего управления, признании долж­ника банкротом и открытии конкурсного производства. Антикризисный процесс включает две составляющие: • антикризисное управление; • антикризисное регулирование. Антикризисное управление представляет сумму форм и мето­дов реализации антикризисных процедур применительно к конк­ретным предприятиям. Оно включает диагностику технического, экономического, финансового состояния предприятия, оценку пер­спектив развития бизнеса, управления предприятием, производствен­ного менеджмента, антикризисную инвестиционную политику. Антикризисное регулирование — меры воздействия со сторо­ны государства, направленные на защиту предприятия от кризис­ных ситуаций.













Сейчас читают про: