Любое наблюдение за деятельностью управленца показывает, что необходимо различать структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспект управления.
Основа всякого управления – это необходимость планирования деятельности на основе прогнозирования, ее организация и контроль исполнения решений. Но это еще не все управление. Необходимо мотивировать деятельность людей и ее регулировать, так как не все процессы одинаково управляемы. Для поддержания деятельности в определенном режиме необходимо исследовать функционирование, для чего имеется такой вид управленческих функций, как координация.
Так описывается структурно-содержательный аспект управления, представленный для наглядности на схеме 1.
|
Таким образом, структурно-содержательный аспект управления – это реализация его основных функций, которые, однако, не отражают самого процесса управления. Функция управления – это объективно обособленный вид деятельности человека, являющийся содержательным компонентом процесса управления.
|
|
Процесс управления – осуществляемая во времени деятельность объединенных в определенную структуру людей, направленная на достижение поставленной цели. Процесс управления начинается с целеполагания, то есть с определения того, чего мы хотим достичь. Затем необходимо оценить ситуацию относительно поставленной цели, то есть описать то, что мы имеем в настоящее время для достижения цели.
Цель и конкретная ситуация всегда не совпадают, не адекватны, отсюда вытекает понятие «проблемы», то есть того противоречия, которое необходимо разрешить принятием управленческого решения. Реализованное управленческое решение переводит систему управления в новое состояние.
Так описывается процессуально-содержательный аспект управления, представленный на схеме 2.
|
Итак, содержание понятия «управление» раскрывается через его структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспект. Рассмотрим, что же содержит понятие «теория управления», каковы ее основные категории.