Государство и другие элементы политической системы

В зависимости от степени участия в политической жизни страны органы и организации, входящие в политическую систему общества, подразделяются на следующие группы:

1. Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Их характерным признаком является прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику.

2. Несобствено-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это – профсоюзы, кооперативные и другие организации. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

3. Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто и мотолюбителей, туристов и др. политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных или иных политических по своему характеру органов и организаций.

Государство – основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно: представляет собой организацию всех граждан; обладает внешним и внутренним суверенитетом; является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества; издает правовые акты, нормы; осуществляет законодательную, исполнительную и судебные власти; обладает механизмом государственного принуждения; является единственной полновластной организацией для всего общества; определяет основы внешней и внутренней политики страны.

Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в обладании государственной властью. Более всего к этой цели стремятся политические партии – организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп. В демократическом обществе партии добиваются государственной власти через выборы в парламент и иные государственные органы. Появление политических партий, как общественных организаций, является объективным процессом, который позволяет выявить общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство, объект политической борьбы, определяет участие партий в завоевании политической власти.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. Эти отношения двухсторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права. Общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которая как главная властвующая и организующая сила призвана обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений. Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ. Государство руководит. Конституционное закрепление трудовых коллективов в качестве составного элемента политической системы свидетельствует о том, что это позволяет вовлечь в управление общими делами каждого работника. Трудовой коллектив, выступая основной ячейкой общества, объединяет самых разных людей. Именно в нем на началах сотрудничества и взаимопомощи формируется и закрепляются общественные отношения, создаются материальные и духовные богатства, обеспечивается единство и взаимообусловленность личных и общественных интересов. Здесь в трудовом коллективе, осуществляется привлечение и активное участие личности в управлении государственными и общественными делами, человек формируется как личность. Рост политической сознательности трудящихся, их культурного и профессионального уровня, совершенствование управления и хозяйствования в свою очередь создают предпосылки для расширения прав трудовых коллективов и усиления их ответственности перед обществом.

Весьма важным является место церкви в политической системе общества. История знает теократические и светские, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические государства. Политические системы большинство обществ исключали формально церковь из своего состава, произошло отделение от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедательной свободы, секуляризации политики и автономии религии. Однако так и происходило лишь в нормально функционирующих либерально-демократических политических системах. А в обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов. Эти государства называются исламскими государствами.

Подводя итог сказанному можно сказать, что взаимосвязь, взаимодействия и единство частей, составляющих политическую систему общества, осуществляется посредством личности, ее творческой, преобразующей деятельности, что отвечает задачам широкого, неуклонного, постоянного и эффективного в высшей степени участия каждого гражданина в управлении государственными и общественными делами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: