В функциях государства выражается его назначение, главную роль которого государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.
1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь делятся на охранительные и регулятивные.
Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдение режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Согласно конституции России 1993г. человек, его права и свободы – высшая ценность, их обеспечение и охрана – главная обязанность государства. В реализации данной задачи должны участвовать все государственные органы. Правопорядок – состояние урегулированности социальных связей, система общественных отношений, в которых их субъекты ведут себя правомерно. Правоохранительные органы: прокуратура, суда, милиции т.п. призваны реализовать правопорядок, поддерживать его.
Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для оформления личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии людей. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимание налогов и др. Экономическая функции государства сводится к: а) выработке экономической политики; б) управлению государственными предприятиями и организациями; в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики; г) регулированию внешнеэкономических отношений государства. Практически это означает: принятие, исполнение бюджета и контроля за ним; принятие иных нормативно-правовых актов в экономической сфере; сбор налогов; выпуска денежных знаков; предоставление кредитов, льгот и т.д. Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д. Налогообложение и взимание налогов (финансовый контроль) – важнейшая функция государства. Бюджет государства состоит из различных налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Культурная функция выражается в поддержке государством: библиотек, музейного дела, театра, кино, литературы и т.д. Экологическая функция государства выражается в установлении режима природопользования, к принятию иных мер по охране окружающей природной среды и т.п.
2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде: обороны страны и поддержания мирового порядка; внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество.
Функция обороны страны и поддержания мирового порядка основываются на принципе достаточного уровня обороноспособности страны, обеспечивающего требования национальной безопасности, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. Это функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами, а также наличием эффективных вооруженных сил, необходимого числа боеприпасов, обороной инфраструктуры, иных средств. Поддерживая мировой порядок, государство участвует в деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ), является членом оборонительных военных союзов, подписывает и соблюдает международные договоры и конвенции, выдвигает мирные инициативы и участвует в урегулировании региональных конфликтов.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважение прав и свобод человека и т.д. Для этого открываются дипломатические и консульские учреждения, международные организации, проводятся встречи, визиты руководителей государств, налаживается народная дипломатия и т.д. В функциях государства наименее изменчивы и наиболее стабильны общесоциальные содержания, т.е. то, которое формируется для решения основных социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. К обшесоциальным функциям относятся: обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ, поддержка здравоохранения и многое другое.
Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю этого класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе. К ним относятся: подавление господствующим классом с помощью государства своих классовых противников.
Наряду с назваными функциями государства большое значение всегда имело и национальное содержание функций. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который и является создателем государства, субъектом всемирной истории.
В марксистской теории функции делятся на основные и дополнительные (неосновные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах существования государственности вообще (охрана существующего государственного и политического строя, защиты существующих форм собственности и т.п.). Дополнительные же функции подкрепляют основные задачи государства (строительство дорог, борьба со стихийными бедствиями и т.п.)
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же – на определенных этапах и прекращают свое действие с решением этих задач.