Субъекты и формы правотворчества

Наиболее распространенным среди вышеперечисленных видов правотворчества считается принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. Хотя, как об этом подчеркивается в специальной литературе, исходя из практической целесообразности, оптимизации и эффективности правотворческой деятельности рекомендуется выделение основных видов правотворчества в зависимости от субъектов его осуществления. С учетом данного основания известно:

- непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме);

- правотворчество государственных органов (Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации) – законотворчество;

- правотворчество отдельных должностных лиц и исполнительных органов государства (Президента РФ, главы субъектов РФ, министра, Правительства РФ и др.) – подзаконное правотворчество;

- правотворчество органов местного самоуправления – локальное правотворчество;

- правотворчество общественных организаций;

- деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) – договорное правотворчество.

Референдум – это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное общегосударственное значение. Процедура проведения референдума обычно регулируется помимо норм конституцией в специальных законах. Таковы, например, Федеральный закон «О референдуме», законы субъектов РФ о порядке проведения референдумов в республиках, областях и т.п., а также законы о местном референдуме. Референдум характеризуется рядом признаков:

а) он проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности);

б) в референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источников конституции, закона или иного решения;

в) итоги народного голосования (референдума) являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;

г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума. Конституция РФ 12 декабря 1993 года и Конституция ЧР 23 марта 2003 года приняты путем всенародного голосования (референдума).

Законотворчество есть законодательный процесс, посвященный стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

1) Федеральное Собрание РФ (государственная дума и Совет Федерации), принимающие федеральные и федеральные конституционные законы России;

2) законодательные (представительные) органы субъектов РФ, принимающие законы субъектов федерации.

В Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов, указан особый процессуальный порядок принятия закона, включающий ряд последовательных стадий. Законотворческий процесс в РФ начинается в первой стадии – принятия решения о подготовке нормативно-правового акта. Право законодательной инициативы принадлежит согласно ст. 104 Конституции РФ: Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Вторая стадия – подготовка законопроекта, на который образуются комиссии, подкомиссии, рабочие и редакционные группы, привлекаются заинтересованные лица. Третья стадия – обсуждение текста законопроекта – каждый законопроект проходит чтения (до 2007 года для государственного бюджета были предусмотрены четыре чтения). При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и обязательно содоклад соответствующего комитета или рабочей группы правотворческого органа. По результатам обсуждения отклоняется или одобряется либо устанавливается срок второго чтения. Внесенные поправки к проекту рассматриваются соответствующими комитетами или комиссиями, которым поручена доработка проекта. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовали 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы. Срок рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе не ограничены. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Пятая стадия – одобрение закона Советом Федерации. В течение 14 дней со дня поступления закона Совета Федерации обязан рассмотреть его и проголосовать. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае нерассмотрения Советом Федерации в этот срок он считается одобренным. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало ¾ членов Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Шестая стадия – подписание закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, который в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Президенту РФ принадлежит право вето – отклонения федерального закона. В таком случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядком вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. Седьмая стадия – опубликование закона и вступление его в законную силу.

Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ (например, в Чеченской республике – Парламентом ЧР). Порядок и процедуры принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

Подзаконное правотворчество Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти характеризуется тем, что оно сообразуется с положениями законов. Подзаконное правотворчество является более оперативным по целям подготовки и принятия актов. Указ Президента РФ 1993 года «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента РФ по ведению законопроектных работ» определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. В органах исполнительной власти субъектов РФ действуют аналогичные процедуры.

Локальное правотворчество – это правотворчество местного самоуправления. Ввиду отдаленности местного самоуправления от государственной власти органы местного самоуправления формируют муниципальное право в дополнение нормативно-правовых актов федерального уровня и субъектов РФ. Например, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Правотворчество общественных организаций и деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров синхронно и логически завершают широкую гамму правотворческой деятельности государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: