Понятие, стадии и виды правотворчества.
Субъекты и формы правотворчества.
Систематизация нормативно-правовых актов. Юридическая техника и язык правовых актов.
Понятие, стадии и виды правотворчества
Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Правотворчество складывается из следующих стадий:
а) выявление потребности принятия нормативно-правового акта;
б) изучение и анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;
в) определение вида нормативно-правового акты и конкретного органа, правомочного его принять;
г) разработка концепции будущего акта и подготовка проекта акта рабочей группой или органом;
д) предварительное рассмотрение проекта акта и при необходимости его общественное обсуждение;
е) официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур;
ж) принятие правового акта, его оформление и подписание;
з) опубликование акта и его вступление в законную силу.
Правотворчество осуществляется государством независимо от его задач типа и форм осуществления и организации государственной власти. Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене. При осуществлении правотворчества субъект правотворчества должен руководствоваться следующими принципами:
1) научности – использование достижение науки, приемов и методов научного анализа;
2) законности – строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов права и соблюдение процедурных правил;
3) демократизма – учет общественного мнения, социальных интересов и возможности отражения их в юридических актах;
4) системности – строгий учет в процессе правотворчества логики права, системного построения права.
В литературе выделяются следующие основные способы (формы) правотворчества:
1. Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;
2. Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;
3. Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;
4. Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.