Лекция 9. Основные модели хозяйственного развития стран

В процессе своего развития страны мира подошли сегодня к та­кому уровню экономики, который соответствует созданным факто­рам производства, организации функционирования рынка, научно-техническому потенциалу, структуре капиталов, масштабам финан­сирования экономики, степени ее открытости, динамике развития внешнеэкономических связей, участию в региональных интеграци­онных образованиях и т.д. На динамику и внутреннюю суть нацио­нальной экономики большое влияние оказывают политические, правовые, социальные, культурные, этнические, религиозные и другие факторы, ментальность и качество населения.

Последний фактор нечасто обсуждается в научной среде, так как затрагивает национальные чувства, но известный классик еще в 1920-е годы писал примерно так: для построения высокоэффектив­ного общественного строя человек должен научиться американской предприимчивости, немецкой педантичности, финансовой хватке французов (от себя добавим: японской организованности) и др., т.евоплотить в себе недостающие качества, изменить сложившийся веками менталитет, устраняя огрехи.

В переходный к рынку период, особенно в начале 1990-х годов, в России много говорилось о необходимости изучить и внедрить \ себя достаточно эффективные и получившие признание модели экономического развития: «шведскую», «южнокорейскую», «турец­кую» и др. И не только были предприняты серьезные попытки к внедрению некоторых их элементов, но и изучались механизмы и инструментарий воплощения их в жизнь чуть ли не в целом. Одна­ко практика продемонстрировала свою реакцию — отторжение привносимого извне, того, что прежде казалось убедительным и приемлемым.

Представим вкратце суть известных моделей экономического развития, отметив наиболее важные особенности и выделив момен­ты, которые не дают права считать их универсально приемлемыми

В прошлом веке продолжалось становление государственно-монополистической системы хозяйствования. В отечественной и зарубежной литературе более известен термин «государственно-монополистический капитализм». Суть становления этой системы в м. что после Второй мировой войны участие государства в распространении своей собственностью расширилось. Оно стало брать под свое крыло те средства производства, коммуникации, которые не могли эффективно развиваться даже при акционерной форме вла­дения. Собственность государства встала в один ряд с другими формами собственности: индивидуальной, акционерной, кооперативной и др.

Несмотря на протекавшие в ряде государств процессы привати­зации, а затем и частичной реприватизации, государственные и смешанные предприятия, не говоря о частных, составляют каркас. -1 временного экономического устройства стран с развитой эконо­мкой, новых индустриальных стран, стран с переходной экономикой. Государственные предприятия функционируют, как правило, в отраслях инфраструктуры с большим сроком окупаемости инвестиций (транспорте, связи, коммунальном хозяйстве и т.д.), в капита­лоемких производствах (добывающая промышленность и др.).

В рамках государственно-монополистической системы хозяйст­вования реализация отношений частной собственности уже неотде­лима от экономической роли государства. И это осуществляется -ерез разнообразные инструменты влияния и взаимовлияния госу­дарства и бизнеса — как прямые, так и косвенные: например, осу­ществление макроэкономической деятельности государства (налоги, кредитная политика и т.д.) — это сфера тесного взаимодействия крупнейших монополий и государства; законодательная деятель­ность также осуществляется в сотрудничестве монополий и госу­дарства, что официально выглядит как легальная деятельность лоббистских групп.

Вместе с тем отношения между государством и монополиями нельзя упрощать. С одной стороны, государство обслуживает по­требности монополий, с другой — оно вынуждено принимать меры ю регулированию и ограничению действий капитала, смягчать не­гативные последствия его господства. Такая противоречивость про­низывает всю систему взаимодействия государства и частного биз­неса, обусловливая неизбежность конфликтов и противоборствую­щих тенденций по таким вопросам, как формы и методы государст­венного регулирования, ограничения и прерогативы государствен­ной власти и т.д. И одна из причин этого заключается в том, что государство и бизнес отнюдь не всегда демонстрируют на деле еди­ное целое, монолит.

Механизм регулирования общественного производства пред­ставляет собой вполне органичное соединение централизованно­го государственного воздействия и рыночных отношений, в рам­ках которого сосуществуют, влияют и взаимодействуют частно­собственнические регуляторы воспроизводства (конкуренция, рынок), частномонополистическое планирование и государст­венные рычаги централизованного регулирования.

Главной организующей силой является рынок, но характер ры­ночных отношений конца и начала XXв. различается. Основное отличие состоит в том, что ситуация, в которой компании вначале производили продукцию, а затем искали потребителя, изменилась или сохранилась в сравнительно ограниченных и малозначимых сегментах хозяйства в некоторых странах, не являющихся образцом для подражания. На большинстве отраслевых рынков крупнейшие концерны ориентируют свое производство на известных и конкрет­ных потребителей, жестко планируют свою деятельность на основе тщательного изучения конкретного рынка, его объема, структуры, тенденций и т.д.

Анализируя проблемы, связанные с современными условиями воспроизводства и реализации производимой продукции, следует еще раз отметить, что воспроизводственный процесс вышел за пре­делы национальных экономик и фактически осуществляется в мас­штабах мирового хозяйства. Сегодня экономика многих стран в го­раздо большей степени, чем даже три десятка лет тому назад, зави­сит от состояния мирового рынка, от потоков капиталов и товар­ных масс, движущихся из одних стран в другие, от мировой конъ­юнктуры.

При разработке национальной модели экономического разви­тия необходимо учитывать отмеченные выше особенности разви­тия мировой экономики на современном этапе, государственно-монополистическое строение системы. Вот на этих-то подходах и возникли три модели экономического развития стран, которые в целом продемонстрировали достаточно высокую эффективность. И надо подчеркнуть, что слепое им подражание не даст результа­тов. Это лишь своего рода «скелет с регулируемым позвоночни­ком», который используется исходя из особенностей той или иной экономики.

Либеральная модель. Эта модель характеризуется четырьмя осо­бенностями: абсолютным преобладанием частной собственности; сосредоточением государства на регулировании макроэкономиче­ской политики; обеспечением максимальной свободы субъектам рынка с помощью законодательных методов; относительно неболь­шой долей государственного бюджета и государственных инвести­ций, направляемых на социальное обеспечение.

Наиболее яркий пример либеральной модели экономического развития — США. Американские условия были весьма благоприят­ными для развития этой модели: обширная территория, наличие природных ресурсов, огромный и богатый потребительский рынок и. наконец, культ рыночных отношений и принципов конкуренции. Переселенцы из Европы, пришедшие в Америку, должны были ос­ваивать новые территории в сложных условиях, постоянной борьбы за выживание. Фермеры могли надеяться только на себя и на свои способности. Этим во многом объясняется тяготение именно к этой модели.

Надо особо отметить, что США в настоящее время являются бе­зоговорочным мировым экономическим лидером. Достаточно срав­нить совокупный мировой ВВП в 2009 г. — 58,228 трлн долл. и ВВП США — 14,2 трлн долл., как станет понятна ведущая роль американской экономики. В этой связи многими развивающимися странами на различных этапах своего развития была предпринята попытка скопировать американскую экономическую модель. Одна­ко, как правило, цели достигались только после внесения сущест­венных поправок.

Модель социально ориентированной экономики. Эта модель име­ет достаточно отличий от предыдущей. Она может быть охаракте­ризована следующими параметрами. Во-первых, в странах, выстраивающих свою экономику по такой модели, отмечается значительное число смешанных компаний, в которых весома доля государства и государственной собственности. Во-вторых, макроэкономическое регулирование экономики со стороны госу­дарства не ограничивается только кредитно-денежной и налого­во-бюджетной политикой. Регулирование и контроль осуществ­ляются и в других важных сферах экономики, например в инве­стиционной политике, в регулировании занятости населения. В-третьих, важное место в проводимой политике занимают обеспечение справедливой конкуренции, создание благоприятных условий для среднего и малого бизнеса, поддержание соответст­вующей структуры и пропорций в экономике.

От предыдущей модели социально ориентированную экономи­ку отличают также высокая доля госбюджета в ВВП, развитая сис­тема социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства. Кроме того, в рамках этой модели отмечается доста­точно сильное воздействие так называемой производственной де­мократии — профсоюзов.

В качестве конкретного примера можно привести Германию. В послевоенный период страна испытывала огромные трудности. Перед ней стояла задача сочетания либеральных идей развития экономики и ответственности государства за решение социальных проблем. В результате возникла идея строительства социального рыночного хозяйства как альтернатива, с одной стороны, тотали­тарной экономике фашистского режима. С другой стороны, гер­манские руководители той поры отдавали себе отчет в том, что по­пытка внедрения в жизнь кейнсианских идей (государственное вмешательство в экономику), на которые в тот период ориентиро­вались державы-победительницы, могла дать осечку. В результате возникла модель — «государство непосредственно не занимается регулированием экономики, но устанавливает правила работы в условиях свободной конкуренции».

Модель преимущественно государственного регулирования. Эта модель представляет собой систему регулируемого рынка с актив­ным государственным участием. К ее основным особенностям от­носятся: значительная роль государственного сектора, в структуре которого преобладает социальная сфера; доля госбюджета в ВВП ряда стран превышает половину, и через госбюджет происходит финансирование расходов на социальную сферу; государство при­дает большое значение регулированию трудовых отношений на на­циональном уровне; социальная политика направлена в первую очередь на снижение безработицы, на минимизацию расслоения населения по уровню доходов; весьма развита система профсоюзов и производственной демократии. Эта модель экономического раз­вития наиболее глубоко прижилась в Скандинавских странах, чему, кстати, во многом способствовал и менталитет граждан, те ценно­сти, которые были ими созданы и которыми они очень дорожат и сегодня.

В начале параграфа мы перечислили факторы, присущие тем или иным странам, и практически все они характерны для Север­ной Европы. Следует все же выделить некоторые из них особо. Это действительно демократическое участие различных партий и дви­жений во властных структурах в разработке основных крупных экономических параметров. К особенностям скандинавской модели следует отнести и то, что в публичной экономической жизни ак­тивное участие принимают профсоюзы, различные общественные организации. Специалисты выделяют также и специфическую куль­туру труда, и этику ведения бизнеса.

Японская модель развития. Рассматривая модели экономическо­го развития, которые были воплощены в отдельных странах и ока­зали большое влияние на другие страны мира, безусловно, нельзя обойти Японию, ВВП которой составляет 5,06 трлн долл., что явля­ется вторым показателем в мире после США. «Японское чудо» ос­новано на некоторых специфичных для факторах. После войны в Японии были распущены крупные монополии и создана конку­рентная среда в экономике, поставлена под строгий контроль фи­нансовая политика. В связи со скудностью природных ресурсов бы­ли определены интенсивный путь развития страны и экспортная ориентация экономики. Зависимость от импорта энергоресурсов заставила эффективно решать проблему энергосбережения. Нема­ловажную роль сыграла уникальная модель организации производ­ства, основанная на сочетании передового зарубежного опыта (им­порт и внедрение уже улучшенных лицензионных разработок) и традиционных национальных особенностей. До сих пор вызывает интерес суть так называемых трех священных коров японского чу­да: системы пожизненного найма; определения ставки заработной платы и служебного продвижения в зависимости от стажа работы в данной компании и возраста; создания профсоюзов на фирмах, а не отраслевых. Японскую модель также пытались воспроизвести, но отсутствие истинно японского менталитета и традиций не принесло странам успехов, хотя отдельные элементы японского управления в ряде случаев прижились.

Примеры развития стран по той или иной модели показывают не только то, на достижение каких ориентиров направлено их эко­номическое развитие, но и насколько эти модели вписываются в логику развития мирового хозяйства, каково их взаимовлияние. Последний аспект весьма важен при рассмотрении процесса инте­грации в рамках Евросоюза. Не вдаваясь в подробности, отметим, что неприсоединение Швеции и Дании к евро, во всяком случае на начальном этапе, лишний раз демонстрирует взаимовлияние экономической модели развития государства на региональные экономические процессы и политики интеграционных группиро­вок на страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: