Классификация социально-педагогических технологий

Классификация - это система соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между понятиями. Классификация позволяет систематизировать исследуе­мые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них

Известно множество социально-педагогических технологий, однако вопрос о классификации технологий является дискуссионным. В то же время она необходи­ма, поскольку классификация:

• позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по опреде­ленным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;

• показывает какие, для какой категории объекта, и для каких условий прак­тического применения имеются социально-педагогические технологии, а каких нет, либо выбор их ограничен;

• способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей. Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и прове­ренные на практике социально-педагогические технологии, что дает возможность специалисту оперативно выбрать более оптимальный вариант технологии для прак­тического применения и, при необходимости, внести в нее определенные корректи­вы, а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования социально-педагогической технологий, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк тех­нологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в ти­повых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлено то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам технологий относятся:

- основной замысел, в основе которого лежит определенная методологиче­ская и философская позиция автора;

- техническая цепочка действий, операций, которая выстраивается в соответ­ствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

- взаимосвязь деятельности специалиста и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих возможностей, диалогического общения;

- соответствие технологии требованиям государственного стандарта;

- воспроизводимость технологии любым социальным педагогом;

- включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: