Социально-педагогические технологии общего типа

Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической рабо­ты с клиентом, группой. Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обу­словленных различными причинами. В этом случае возникает потребность в ком­плексной социально-педагогической помощи.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специаль­но подготовленного специалиста, чаще всего на группу специалистов и на их спе­циализацию.

Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную кате­горию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и ин­дивидуальных возможностей разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

а) социально-ориентированные – это технологии, предназначенные для соци­ально-педагогической работы с различными социальными группами людей (школь­никами, семьями, военнослужащими и пр.);

б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесообразны в социаль­но-педагогической работе с людьми определенного возраста;

в) групповые - это технологии, предназначенные для использования в группе;

г) индивидуально-ориентированные - это технологии индивидуального раз­вития, воспитания ребенка с определенной патологией; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определен­ные условия, обеспечивающие решение конкретных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, лабораториях и т.п. Не-

которые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения и пр.).

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основ­ное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения выделяют:

а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованные представления, тренинги;

б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учрежде­ния и его возможностями. Название технологии может быть определено по специ­фике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяе­мому в технологии и др.;

в) авторские методики - специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например: воспитание личности в коллективе А.С. Макаренко, методика коррекции бродяжни­чества П. Г. Бельского, технология свободного труда С. Френе и др.

№ 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: