Лекции
РОЛЬ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЛЕКЦИЯ 1. ТЕМА: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ (2 ЧАСА)
1. Предмет и задачи истории психологии.
2.Этапы развития психологии.
1. Предмет и задачи истории психологии.
Интерес к психологическому знанию проявился уже тогда, когда интегрированная философская мысль пыталась проникнуть в тайны мироздания.
Связь ИП с различными областями науки и культуры:
Первоначально – с философией, несколько столетий, фактически была одним из разделов философии.
Связь с философией не прерывалась, то, ослабляясь (начало XIX в.), то усиливаясь (средина XX в.).
Влияние на Психологию оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины. В работах многих ученых просматривается связь
- с этнографией,
- социологией,
- теорией культуры,
- искусствоведением,
- математикой,
- логикой,
- языкознанием.
Поэтому в истории психологии анализируются ее связи с другими науками, их влияние друг на друга, хотя значение философии и естествознания оставалось приоритетным.
Со сменой исторических эпох и меняются и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, ее содержание.
Говоря о предмете ИП, необходимо отметить ту разницу, существует между двумя науками – психологией и историей психологии. Психология изучает психическую реальность, в то время как ИП изучает становление представлений о психической реальности на разных этапах развития научного знания. Историческое развитие науки дает нам возможность проследить эволюцию ее предмета. Так, можно выделить три ее предмета: душа, сознание, поведение.
Психология как наука о душе, объясняла ее как причину всего, т.е. душа определялась как объяснительный принцип. Когда предметом изучения становится сознание, происходит некоторый переход нам понимание принципа деятельности, иными словами, сознание имеет двойную функцию: оно является и объектом изучения, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета – поведения – науке удалось преодолеть субъективизм психологии сознания, что повлекло за собой исчезновение самого объекта изучения – психики и сознания. Наконец, на современном этапе своего развития возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью, что является исторического необходимым условием для развития психики.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.
Основные задачи ИП:
Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике (житейские, религиозные и иные представления не могут рассматриваться как предмет научного изучения и не являются предметом науки).
Междисциплинарная: раскрытие взаимосвязей разных наук, от которых зависят достижения психологии.