Проблема свободы воли в этике Спинозы

Свобода воли – это фикция, вымысел. Душа не может быть абсолютной причиной своих действий, она должна побуждаться какой-либо внешней причиной. Воля и разум у Спинозы одно и то же. Однако, Спиноза утверждал свободу человека, которую он связывал с безграничными возможностями человеческого познания. Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делает человека свободным. Рационализм Спинозы привел его к попытке объяснения эмоций. Т.О. Свобода у Спинозы – это познанная необходимость. Познавая свои состояния человек, обретает власть над ними. Спиноза связывал эмоции с волей. Поглощенность страстями не позволяет человеку понять причины своего поведения, а потому он не свободен. А осознание причины страстей открывает перед человеком границы его возможностей, показывает, что зависит от его воли, а в чем он не свободен, но зависит от внешних обстоятельств. Разумная жизнь-это нравственная жизнь. Нравственность –это качество, свойственное человеческой природе, его внутренней сущности, а не продукт свободы.

Итак, в концепции Спинозы можно выделить основные положения:

1. –понятие единой субстанции, свойством которой является протяжение и мышление.

2. –рационалистическая вера в силу человеческого духа. Его возможность познать истину.

3. –распространение механистических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора Лейпцигского университета. Еще в детстве решает посвятить себя наукам, ученый энциклопедических знаний.

Работы:

«Новые опыты о человеческом разуме» (1705);

«Монадология» (1714)

Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего, теории познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: