Тема: РАЦИОНАЛИЗМИ СЕНСУАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ (2 часа)
1.Познаваемость мира в теории Спинозы.
2.Предназначение аффектов в теории Спинозы.
3.Проблема свободы воли в этике Спинозы.
4.«Монадология» Лейбница. Основные характеристики монад, их значение.
5.Психологические взгляды Т.Гоббса.
6.Джон Локк: критика врожденных идей.
Главный постулат рационализма гласит: «Мышление лежит в основе всех знаний».
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) –сын зажиточного еврейского купца – великий нидерландский ученый, философ, материалист.
Работы:
«Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»;
«Трактат об усовершенствовании разума»;
«Основы философии Декарта»;
«Богословско-политический трактат»;
«Этика».
Б.Спиноза воспитывался как ортодоксальный еврей и учился в еврейском религиозном училище, которое вынужден был покинуть из-за болезни отца. После смерти отца возглавил его торговое предприятие. Со временем усиливалось его отчуждение от еврейской общины.
На мировоззрение Спинозы оказало влияние учение Декарта. Спиноза критически подошел к толкованию Талмуда, не соблюдал религиозных обрядов. Совет еврейской общины подвергнул его малому отлучению, а затем пытался подкупить его. После неудавшейся попытки убийства Спинозы руководство Общины прибегло к крайней мере: «великому отлучению и проклятию». В 1656 году Спиноза был проклят и изгнан из общины. «Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и когда встает, да будет проклят и при выходе и при входе» -говорилось в тексте отлучения. Ученого изгнали из общины из Амстердама. Он жил в постоянной нужде, зарабатывая на жизнь шлифованием линз. Личная жизнь тоже не сложилась. Спиноза весь ушел в изнурительный физический и творческий труд. После выхода в свет его философских трудов, особенно после «Богословско-политический трактата» пришла слава. О нем заговорили, с ним искали встреч ученые и государственные деятели, но он продолжал жить среди небольшого круга друзей, вел переписку с учеными, в т.ч. Лейбницем. В 1673 году ему предложили преподавать в Гейдельбургском университете, но он вежливо отказался. Умер в Гааге в 1677 году от туберкулеза.
|
|
Пантеизм Спинозы Преодолевая дуализм Декарта, Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции: Бога, или Природы. Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. Эти идея объясняют пантеизм Спинозы. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов. Человеческий ум способен познать только два –мышление и протяжение (распространенность). Т.О. душа и тело, мышление и протяжение рассматриваются Спинозой как два свойства единой и неделимой субстанции. Отсюда и вывод о единстве и неделимости человека, сущностями которого является душа и тело.
|
|
Три ступени познания в теории Спинозы Сущность человеческой души по теории Спинозы, состоит в познавательной деятельности и связана с наличием в душе понятий, или идей. Он выделил три вида идей
1 –мнение или воображение –знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта, Это идеи неясные, искаженные, они не являются истинными, поскольку субъективны и не отражают внутреннюю природу вещей.
2 –рассудок или разум– знание, полученное путем умозаключений, логических рассуждений. Это общие понятия (математические), ясные и отчетливые идеи. На этой ступени человеческая душа постигает внутренне сходство и различия вещей.
3 -интуитивное знание –истинное, объективное знание о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме. И открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции.
Познание 2 и 3 порядка необходимо истинно, только с его помощью мы можем отличить истинное от ложного. Как и все представители рационализма, Спиноза утверждал приоритет интуитивного знания, при помощи которого человек приобретает способность безгранично познавать самого себя и окружающий мир. Поскольку законы души тела одни и те же, познавая себя человек познает природу и наоборот. Критерий истинности и достоверности знания Спиноза видел в самом разуме.
Аффекты в теории Спинозы Большой вклад Спиноза внес в изучение проблемы свободы воли и природы чувств. Ученый не осуждал и не высмеивал человеческие поступки и страсти, но стремился понять их на основании законов природы. Он рассматривал гнев, ненависть и другие аффекты не как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства человеческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и Деи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов:
-влечение или желание, как проявление сущности человеческой природы и стремление к самосохранению. Желание отличается от влечения своей осознанностью;
- аффекты удовольствия (радость);
- аффекты неудовольствия (печаль).
Удовольствие увеличивает способность человека к действию. Неудовольствие –уменьшает. Все остальные аффекты –производные от этих трех.
Аффект как и страсть – пассивное, страдательное состояние, связанное со смутными, неадекватными идеями Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Познание связано с аффектом удовольствия и желания.
Стимулом в развитии пассивных аффектов становятся события внешнего мира, а знания о них остаются смутными и неадекватными. В активных аффектах стимулом является сама душа. Человек подвержен аффектам, потому, что он –часть природы. Он не может не подчиняться ее законам и бессилен перед ними. Не люди выбирают страсти, а страсти приобретают над ними силу. Поведение человека жестко детерминировано аффектами, и эта детерминация внешняя, а не внутренняя.