Долгое время единственным методом исследования оставались дневниковые наблюдения (Песталоцци, Жан Поль, Дарвин – «Биографический эскиз маленького ребенка»).
Первым, кто осуществил планомерные дневниковые наблюдения за детьми, был Теодор Тидельман. Он же автор первого учебника по психологии, в котором затрагивались вопросы психологии детства. И в дневнике, и в учебнике проблемы воспитания детей были тесно связаны с анализом их физических и психологических особенностей.
Расширялся предмет психологических исследований, появилась возможность разработки экспериментальных методов для изучения психического развития детей. Интроспекция в новой науке не могла применяться. На этом фоне особое место занимала экспериментальная психология В.Вундта, объективные методы исследования памяти Генри Эббингауза. Френсис Гальтон разработал первые тесты, применил впервые в психологии способы статистической обработки результатов. Альфред Бине разработал тесты для изучения интеллектуального развития детей.
|
|
Развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией и ее создателем – Стенли Холлом. Гренвилл Стенли Холл – один из ведущих ученых США, ученик Вундта. В 1892 году –С.Холл создает Ассоциацию американских психологов. В 1909 по его инициативе был приглашен З.Фрейд для чтения лекций, которые проходили с большим успехом.Лекции З.Фрейда положили начало американскому психоанализу.
С.Холл – основатель педологии –комплексной науки о детях, в основе которой лежит идея педоцентризма. Ребенок в центре исследовательских интересов многих наук: психологии, педагогики, биологии, педиатрии, антропологии, социологии, и др. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Т.О. педология как бы объединяет все отрасли знания, связанные с исследованием детского развития. Педология быстро заняла популярность и просуществовала до середины XX в., ориентируясь главным образом на практику. Учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем:
-здоровье детей;
-психические качества детей;
-социальный статус детей;
-образование родителей (просвещение). Именно эти задачи и решала педология.
Проблема развития была в центре исследовательской работы педологии, и многие психологи, изучавшие развитие детской психики работали в ее русле. Пионерами педологии стали врачи и биологи, так как именно они владели объективными методами исследования детей, которых еще в то время не выработала психология. Со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследования.
Концепция психического развития С.Холла.
|
|
1904 –«Юность», 1911 –«Проблемы воспитания». Холл исследовал детей подросткового возраста, разработал специальные опросники для изучения различных сторон психики ребенка. Первоначально их использовали учителя для сбора информации о том, как дети воспринимают окружающий мир, Затем появились специальные анкеты для подростов, родителей и учителей. Вопросы в анкетах касались не только знаний, представлений детей о мире или отношении к другим людям, но и о детских переживаниях, о моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, радостях и опасениях. После статистической обработки складывалась целостная картина психологических особенностей детей разного возраста. По материалам исследования С.Холла была составлена комплексная карта-характеристика детей, проанализированы проблемы с точки зрения детей и с позиции взрослых. В результате исследований С.Холл пришел к выводу, что в основе развития лежит биогенетический закон: онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (эмбрион в своем развитии проходит те же стадии, что и весь род за время своего существования). Последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, поэтому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может (Теория рекапитуляции). Прохождение каждой стадии развития обязательно для нормального развития. Исходя из этой необходимости, С.Холл разработал механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые переживает человечество. Переход от одной стадии к другой происходит в игре, которая и является этим переходным механизмом. (Детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д.). Важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются (в том числе и страхи).