Появление экспериментальной психологии и разработка объективных методик исследования

Долгое время единственным методом исследования оставались дневниковые наблюдения (Песталоцци, Жан Поль, Дарвин – «Биографический эскиз маленького ребенка»).

Первым, кто осуществил планомерные дневниковые наблюдения за детьми, был Теодор Тидельман. Он же автор первого учебника по психологии, в котором затрагивались вопросы психологии детства. И в дневнике, и в учебнике проблемы воспитания детей были тесно связаны с анализом их физических и психологических особенностей.

Расширялся предмет психологических исследований, появилась возможность разработки экспериментальных методов для изучения психического развития детей. Интроспекция в новой науке не могла применяться. На этом фоне особое место занимала экспериментальная психология В.Вундта, объективные методы исследования памяти Генри Эббингауза. Френсис Гальтон разработал первые тесты, применил впервые в психологии способы статистической обработки результатов. Альфред Бине разработал тесты для изучения интеллектуального развития детей.

Развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией и ее создателем – Стенли Холлом. Гренвилл Стенли Холл один из ведущих ученых США, ученик Вундта. В 1892 году –С.Холл создает Ассоциацию американских психологов. В 1909 по его инициативе был приглашен З.Фрейд для чтения лекций, которые проходили с большим успехом.Лекции З.Фрейда положили начало американскому психоанализу.

С.Холл – основатель педологии –комплексной науки о детях, в основе которой лежит идея педоцентризма. Ребенок в центре исследовательских интересов многих наук: психологии, педагогики, биологии, педиатрии, антропологии, социологии, и др. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Т.О. педология как бы объединяет все отрасли знания, связанные с исследованием детского развития. Педология быстро заняла популярность и просуществовала до середины XX в., ориентируясь главным образом на практику. Учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем:

-здоровье детей;

-психические качества детей;

-социальный статус детей;

-образование родителей (просвещение). Именно эти задачи и решала педология.

Проблема развития была в центре исследовательской работы педологии, и многие психологи, изучавшие развитие детской психики работали в ее русле. Пионерами педологии стали врачи и биологи, так как именно они владели объективными методами исследования детей, которых еще в то время не выработала психология. Со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследования.

Концепция психического развития С.Холла.

1904 –«Юность», 1911 –«Проблемы воспитания». Холл исследовал детей подросткового возраста, разработал специальные опросники для изучения различных сторон психики ребенка. Первоначально их использовали учителя для сбора информации о том, как дети воспринимают окружающий мир, Затем появились специальные анкеты для подростов, родителей и учителей. Вопросы в анкетах касались не только знаний, представлений детей о мире или отношении к другим людям, но и о детских переживаниях, о моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, радостях и опасениях. После статистической обработки складывалась целостная картина психологических особенностей детей разного возраста. По материалам исследования С.Холла была составлена комплексная карта-характеристика детей, проанализированы проблемы с точки зрения детей и с позиции взрослых. В результате исследований С.Холл пришел к выводу, что в основе развития лежит биогенетический закон: онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (эмбрион в своем развитии проходит те же стадии, что и весь род за время своего существования). Последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, поэтому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может (Теория рекапитуляции). Прохождение каждой стадии развития обязательно для нормального развития. Исходя из этой необходимости, С.Холл разработал механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые переживает человечество. Переход от одной стадии к другой происходит в игре, которая и является этим переходным механизмом. (Детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д.). Важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются (в том числе и страхи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: