Требования педагогической практики

Еще в начале 19 века Фребель писал о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников. Иоганн Фридрих Гербарт указывал на необходимость учета психологических законов в педагогике. О связи психологии и педагогики говорил К.Д.Ушинскиий «Человек как предмет воспитания» (1867). Чтобы правильно воспитывать надо понять закономерности психического развития, прежде всего нравственного. Для этого необходимо исследовать влияние на детей различных форм культуры: языка, права, религии, искусства. Изучая формирование нравственного поведения ребенка, Ушинский отмечал значение полурефлексов, т.е. внушенных рефлексов, привычек, которые становятся основой нравственной жизни и поведения человека и формируются в детстве.

В середине 19 века вопрос о связи психологии с педагогикой стал особенно актуальным в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор пока обучение было домашним легче было осуществлять индивидуальный подход к ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и увлекательным. Для ребенка подбирался темп обучения в зависимости от скорости усвоения материала. При наличии большого числа детей в классе, такой адекватный подбор методик неосуществим. Отсюда стал вопрос о необходимости исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, для того, чтобы дать объективные рекомендации КОГДА, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ, В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

можно обучать любых детей и какие приемы наиболее адекватны для определенного возраста.

Главным образом исследовались движущие силы и этапы познавательного развития. Почти не изучались общение и личностные особенности детей. В тоже время учеными высказывалась озабоченность, что связь возрастной психологии с практикой может привести к ограничению ее интересов задачами школы и воспитания и помешает формированию теоретических основ этой науки. От такого понимания возрастной психологии предостерегал Уильям Джеймс в «Беседах с учителями о психологии». Психология не должна объяснять учителям как учить детей, не должна давать конкретные советы. Но психологические знания должны обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников, они должны понять духовную жизнь ученика как некоторое единство, каким он сам ее чувствует.

Гуго Мюнстенберг: педагогика должна ориентироваться на психологические знания преимущественно при исследовании отклонении от нормы (причины утомления учеников, причины дефектов чувств), но не следует требовать от психологии конкретных указаний, как учить. Эти идеи актуальны и по настоящее время, особенно с развитием практической психологии в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: