В 2000-ые годы были приложены усилия по стабилизации положения на Северном Кавказе. Политика федеральной власти была направлена на создание благоприятных политических условий для формирования выборных институтов власти в Чеченской республике. Была разработана новая Конституция Чеченской республики, избран президент республики.
К 2004 г. ситуация в Чеченской республике стабилизировалась.
В целом к концу 2008 г. в сложных условиях была создана новая система федерализма. Властная, в том числе партийная, вертикаль способствовала укреплению единства страны и усилению ее политической однородности.
В целом формирование нового российского федерализма было направлено на предотвращение распада страны и остановку войны на Северном Кавказе. Сепаратизм отступил, а терроризму нанесены сокрушительные удары. Восстановлено единое правовое пространство, правовая база регионов приведена в соответствие с федеральным законодательством.
В многонациональной стране сложной проблемой всегда являются межнациональные отношения.
|
|
Согласно переписи населения 2002 г. в РФ проживало свыше 160 национальностей.
Распад СССР вызвал массовую миграцию населения и еще больше обострил межнациональные отношения.
В отношениях между национальностями проявлялся этнический сепаратизм, особенно на Северном Кавказе.
Российская власть уже в начале 1992 г. начала формировать новую национальную политику, ориентированную на сохранение единства Российского государства. Федеративный договор 1992 г. и Конституция РФ 1993 г. рассматривали национальную проблему в рамках государственного единства, многонациональный народ России – единственным носителем ее суверенитета, объединяющим фактором – русский язык (по статусу общефедеральный, государственный).
Вопросами межнациональных отношений занимался и профильный Комитет по делам национальностей Государственной Думы. Большой вклад вносила и политика Русской православной церкви.
Деятельность федеральной власти в вопросах национального урегулирования шла параллельно с законотворческим процессом в самих субъектах РФ.
В 2005 г. был принят Закон о русском языке.
В 1996 г. принят Закон РФ «О национально-культурной автономии».
В российском обществе был поднят вопрос о национальной идее многонациональной России.
В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики, в рамках которой продолжился процесс формирования обновленных национальных отношений. В концепции были детализированы функции исполнительной федеральной власти в реализации национальной политики. Принято решение о создании в Москве Всероссийского дома народов России; об образовании Ассамблеи народов России; о том, какие законы, касающиеся национальных отношений должна принять Государственная Дума.
|
|
По поручению Президента с 2000 г. началось обновление Концепции государственной национальной политики. Ратифицирована Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств, началась разработка Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России», рассчитанной на 2008-2012 гг.
В 1999 г. Президент подписал Федеральный закон «О признании прав коренных малочисленных народов Российской федерации».
В 2004 г. создано Министерство регионального развития.
В 2007-2008 гг. в 43 субъектах РФ были приняты региональные концепции государственной национальной политики, учитывающие как основные положения федеральной Концепции, так и региональные особенности этнокультурной ситуации.
Неравномерный характер развития субъектов РФ осложнял национальные отношения между народами.
Крайностями национального самовыражения является национализм.
В начале 1990-х гг. возникло множество общественных организаций национального толка в ряде регионов РФ: ОКЧН, ВТОЦ (Всетатарский общественный центр) и др.
В 1990-х гг. появились русские националистические организации (лозунг «Россия для русских»).
Государство принимало меры по борьбе с экстремизмом. Но они дадут эффект только тогда, когда само общество сформирует идеологию толерантности, проводником которой может стать интеллектуальная элита. Способов формирования такой идеологии несколько: просветительское влияние на общество со стороны интеллектуалов путем обсуждения в прессе проблем экстремизма, хорошее историческое образование молодежи, способствующее развитию личности и ее ценностных ориентаций независимо от национальной принадлежности.
18 марта 2014 г. в состав РФ вошли как ее субъекты Крым и Севастополь, который получил статус города федерального значения. Это произошло после народного референдума, на котором граждане Крыма и жители Севастополя проголосовали за присоединение своих территорий к России.